Инструментальная методика распознавания правдивых / ложных ответов при психологическом тестировании с помощью айтрекинга
Бессонова Ю.В., Обознов А.А., Алмаев А.А., Мурашева О.В., Петрович Д.Л.
Технология реализована в виде специального программного обеспечения HawkEye (2016), позволяющем провести «фоновый» замер стандартной индивидуальной окуломоторной реакции на визуальные стимулы в условиях правдивости ответов. С индивидуальной нормой реакции сравниваются показатели окуломоторной активности при компьютерном заполнении психологического теста, что помогает выявить области повышенного внимания, соответствующие значимым стимулам, и задать критерии для выявления ложных ответов. Программное обеспечение позволяет получить два типа ответов – выбранных самим респондентов с помощью клика мыши и областей повышенного внимания, выявленных с помощью окуломоторных маркеров. Корреляция данных указывает на их высокую согласованность, анализ расхождений между выбранным ответом и областью наибольшего интереса свидетельствует о высокой вероятности искажения информации.
Возможности методики:
- Два типа детекции: выявление правдивых / ложных ответов, детекция внимания к субъективно значимым стимулам
- Вычисление индивидуальной нормы реакции на нейтральный и субъективно значимый стимул, при правдивом ответе и при искажении ответа
- Принятие решения об отнесении ответа к категории «правдивый» или «ложный» проводится системно, строится на соответствии или несоответствии комплексу взаимосвязанных окуломоторных показателей
- Присутствует возможность индивидуальной настройки параметров принятия решения
- Графическое представление результатов (цветовое выделение зон Area of Interest (AOI), соответствующих и несоответствующих критериям правдивости ответа)
- Статистическое представление результатов с возможностью экспорта результатов в программы статистической обработки
- Возможность синхронизации с аудио-, видеоканалами, полиграфическими каналами
- Совместимость с протоколом регистрации айтрекеров SMI
Методика прошла психометрическую проверку.