Шкала аналитичности-холистичности
Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И.
Характеристики: Шкала имеет 4 субшкалы: фокус внимания, каузальная атрибуция, толерантность к противоречиям, восприятие изменений, позволяющие оценивать отдельные проявления аналитичности-холистичности. Шкала позволяет надёжно и валидно измерять общий показатель аналитичности-холистичности как континуум в русскоязычной популяции.
Choi I., Koo M., Choi J. Individual differences in Analytic Versus Holistic Thinking // Personality and Social Psychiligy Bulletin. 2007. Vol. 33. № 5. P. 691-705.
Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.
Политика мира и психология
Лебедев А.Н., Луцкий В.А.
Две нейронные константы в новых законах психологии не только обеспечили высокую точность прогнозов поведения человека [1,2], но и помогли нам разработать пошаговую технологию объединения народов мира в одну семью [3,4] в качестве антитезы известной технологии глобализации мира. Требуется широкое обсуждение новой технологии в среде психологов и политиков.
Лебедев А.Н. Нейронаука и психология. Избранные труды. Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany. 2016, 214 c.
Лебедев А.Н. Оценка профессиональных и нравственных качеств личности методами нейробиологии // Творчество и развитие общества в XXI веке: взгляд науки, философии и богословия. Сборник статей. / Под. ред. А.В. Паршинцева, В.И. Немыченкова. Изд. Алетейя, СПб. 2017. С. 278-294.
Лебедев А.Н. Переписка с президентом РФ В.В. Путиным: 22.05. 2018, №А-26-02-НО-57368691, УЧ-687456 19.06.2018, 23 c.
Lebedev A.N., Lucky V.A. Neuronal constants in laws of human’s psychology. The scientific method, Warszawa, Poland, №19/2018. Vol.2, p.54-60.
Компьютерная методика A-Ware
Позволяет ставить участников исследования в проблемную ситуацию и оценивать показатели процесса научения. В частности, обеспечена возможность оценки эффекта переноса научения и сравнения показателей выполнения заданий между двумя режимами обратной связи: представления очков либо в виде приобретения, либо в виде потери. Кроме того, особенности заданий и набор изменяемых параметров позволяют предполагать, что эта методика найдет применение в других экспериментальных и прикладных исследованиях, в том числе не связанных с варьированием параметров обратной связи.
Созинов А.А., Бохан А.И., Александров Ю.И. Методика оценки показателей формирования нового опыта и решения проблем в ситуации приобретения баллов или избегания их потери // Экспериментальная психология. 2018. Т.11. №1. С. 75-91. doi:10.17759/exppsy.2018110105
Культура безопасности на потенциально опасных технических комплексах «360 градусов»
Обознов А.А., Бессонова Ю.В., Петрович Д.Л.
Методика предназначена для скрининговой оценки персонала, работающего на потенциально опасных предприятиях, связанных с угрозой возникновения техногенных катастроф. Методика включает систематизированный сбор информации по совокупности условий, представляющих потенциальную вероятность для возникновения риска ошибки по «человеческим факторам».
Области возможного использования: Ассессмент персонала потенциально опасных технических и технологических комплексов, в т.ч. транспорта, химической промышленности, энергетике, либо персонала, задействованного в обеспечении безопасности и/или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или социального характера. Аудит потенциально проблемных зон в организации и управление уровнем безопасности по «человеческим факторам».
Разработаны несколько модификаций методики:
- Для специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность на предприятиях потенциальной опасности. Профессиональный вариант методики возможен в полной версии (168 вопросов) и в сокращенной (77 вопросов). Созданы варианты методики для различных профессиональных выборок: для локомотивных бригад в ОАО РЖД; для пожарных и спасателей МЧС; специалистов химических производств.
- Для пользователей потенциально опасных объектов (пассажиров общественного транспорта). Методика позволяет проанализировать субъективные представления пассажиров о потенциальных источниках опасности на различных видах транспорта, границы допустимого поведения, психологическую готовность к действиям в условиях опасности и сопоставить ее с реальными знаниями о правильном поведении, оценить эффективность различных средств обеспечения безопасности и смещение фокуса внимания в нештатных ситуациях, определить флуктуацию доверия пассажиров в штатных и нештатных ситуациях.
Структура методики:
Блок 1 включает субъективную оценку факторов, влияющих на культуру безопасности: инструкции и рабочая документация (однозначность, полнота и др.); организация работы и функциональные обязанности (распределение ответственности и др.); техника и оборудование (эргономичность, ремонт поломок и др.); рабочее место и условия (эргономичность, социальная безопасность и др.); обучение и квалификация (анализ ошибок, предупреждение нарушений и др.); система контроля за безопасностью (периодичность проверок, фиксация нарушений и др.); коммуникации в организации (информированность о состоянии безопасности и др.). Время заполнения блока – 15 минут. Количество вопросов: 7 шкал по 24 вопроса (итого 168 пунктов). Возможно как групповое, так и индивидуальное применение.
Блок 2 включал оценку когнитивного компонента культуры безопасности (знания об источниках опасности, потенциальных рисках и т.д.), поведенческого компонента (готовность действовать в условиях опасности и пр.), эмоционального компонента (оценка риска, эмоционального статуса и пр.) и ценностного компонента (приоритетов, профессиональных ожиданий и ценностей). Время заполнения блока – 20-25 минут. Количество вопросов: 5 шкал по 3 ситуации для каждого из 4 компонентов культуры безопасности (итого 60 пунктов). Тип вопросов: метод кейсов (решение ситуативных задач), турнир высказываний (метод попарных сравнений). Возможно как групповое, так и индивидуальное заполнение.
Возможные технические, экономические и (или) социальные эффекты от внедрения: Методика “Культура безопасности профессионала” является рабочим инструментом, который позволяет проводить комплексный анализ широкого разнообразия факторов, формирующих культуру безопасности и реализующихся в устойчивых моделях безопасного поведения обследуемых респондентов. В зависимости от исследовательских нужд методика “Культура безопасности…” позволяет выявить проблемные области в феноменологическом поле культуры безопасности. Использование методики позволяет на основании данных скрининга целенаправленно планировать и формировать стратегии коррекционных вмешательств, позволяющих оптимизировать в соответствии с требованиями безопасности рабочее пространство респондентов, условия их деятельности, особенности профессиональной коммуникации и регулирующие функции контроля за соблюдением требований безопасности. Данные, получаемые с помощью методики, могут быть использованы для построения типологий респондентов, которые характеризуются различными субъективными представлениями о нормативности требований безопасности или ее различных аспектов.
Методика «Культура безопасности пассажиров» позволяет проанализировать субъективные представления пассажиров о потенциальных источниках опасности на различных видах транспорта, психологическую готовность к действиям в условиях опасности и сопоставить ее с реальными знаниями о правильном поведении, оценить эффективность различных средств обеспечения безопасности и смещение фокуса внимания в нештатных ситуациях, определить флуктуацию доверия пассажиров в штатных и нештатных ситуациях.
Результаты, полученные с помощью методики, позволяют снизить материальные, временные и организационные издержки при отборе наиболее эффективных способов обеспечения безопасности на транспорте, в частности – средств и методов оповещения. Особенности психологии пассажиров (внимания, степени доверия, распределения ответственности и т.д.) позволяют отобрать наиболее действенные методы управления пассажиропотоком и организации поведения толпы в штатных и нештатных условиях.
По сравнению с существующими аналогами разработанная методика позволяет:
- Провести диагностику всех четырех компонентов культуры безопасности: когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностного.
- Провести комплексную оценку внешних факторов, косвенно влияющих на культуру безопасности.
- В основу методики положен комплексный подход к обеспечению безопасности, методика включает совокупность факторов культуры безопасности – объективных и субъективных, технических и психологических.
- Разработанные варианты методики пригодны для диагностики и сопоставления результатов тестирования всех участников производственного процесса: проектировщиков потенциально опасных объектов, эксплуатантов, ремонтников, потребителей конечных услуг.
Возможности методики:
- Психологическая технология мониторинга позволяет выявлять зоны потенциального риска и обеспечивает оценку их системного воздействия на культуру безопасности. В основу технологии заложен нормативный подход, связанный с выявлением ещё не проявившихся нарушений и чрезвычайных ситуаций, ранней диагностикой и предупреждением ЧС по причине человеческих факторов.
- Методика предполагает возможность «тонкой настройки» методики с учетом специфики деятельности персонала, комплексность
- Комплексность и системность. Технология включает не один или несколько факторов психологического риска, в ней интегрирован комплекс аспектов, влияющих на культуру безопасного профессионального поведения.
- Выявление психологических аспектов рисков включает как внешние, так и внутренние детерминанты потенциального возникновения ЧС, в том числе отношение, приоритетные ценности, психофизиологическое возможности, психологический статус специалиста.
- Структура технологии предполагает оценку наличия негативных факторов, его субъективной психологической значимости для специалиста, частоты встречаемости, что позволяет охарактеризовать не только имеющуюся ситуацию на производстве, но и индивидуальное отношение обследованного специалиста к обеспечению безопасности.
Полученные с помощью разработанной методики данные позволяют оценить, в первую очередь, спектр функциональных обязанностей работника, обеспечивать сравнимость и сопоставление по ключевым параметрам ответов представителей руководящего и исполнительского звена, и, наконец, оценивать с точки зрения человека, включенного в контур управления потенциально опасным техническим средством, наличие тех или иных предикторов возникновения аварии. Однако еще более существенной представляется возможность оценить параметр, который не позволяют выявить непсихологические методы исследования – субъективную важность тех или иных предикторов безопасности для конкретного человека.
Методика прошла валидизацию на машинистах ОАО «РЖД», осуществляющих пассажирские перевозки (совместно с Обозновым А.А., Петрович Д.Л., Сериковым В.В.), и пассажирах общественного транспорта, наиболее часто пользующиеся услугами железнодорожного транспорта. Проведено нормирование методики на выборке 412 работников локомотивных бригад.