Как компьютер может способствовать здоровью
Beaunoyer E., Dupere S., Guitton M. J. COVID-19 and digital inequalities: Reciprocal impacts and mitigation strategies // Computers in Human Behavior. 2020. V. 111. doi: 10.1016/j.chb.2020.106424 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7213963/
На момент написания статьи в изоляции находилось более трех миллиардов человек, поэтому ее масштабы и последствия не имеют себе равных. Существует фундаментальная разница между периодом локдауна, в котором мы все живем, и карантинами, которые были ранее в истории: в наше время широко распространены информационные технологии.
Вышесказанное делает особенно значимым преодоление цифрового неравенства, которое может быть концептуализировано как неравенство, возникающее из различий в фактическом доступе к технологиям, а также различий в цифровой грамотности – степени, в которой люди обладают способностями, знаниями, мотивацией и компетенцией для доступа, обработки и понимания информации, необходимой для получения преимуществ от использования цифровых технологий. Цифровое неравенство — это форма социального неравенства, глубоко укоренившаяся в социально-экономическом контексте.
Авторы утверждают, что уникальный контекст пандемии COVID-19 представляет собой значительный риск увеличения цифрового неравенства, которое, в свою очередь, прямо влияет на общественное здоровье.
Вопрос доступа к онлайн-информации, понимания ее и следования рекомендациям является центральным в способности людей защитить себя. С самого начала пандемии COVID-19 цифровые пространства были основным инструментом, который правительства и официальные учреждения, такие как Всемирная организация здравоохранения, использовали для распространения информации о мерах, которые люди должны принимать, чтобы не заразиться самим и избежать заражения других. Однако некоторые из наиболее уязвимых социальных групп, в том числе престарелые, бездомные, недавние иммигранты или сельские жители, являются наиболее труднодоступными, когда цифровые СМИ служат основным путем коммуникации.
В этом контексте неравенство в сфере санитарной грамотности усугубляется, поскольку оно сливается с неравенством в области цифровой грамотности. Эти два фактора, в свою очередь, приводят к различиям в грамотности в области электронного здравоохранения.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо принять следующие меры:
• повысить физический доступ к Интернету;
• повысить цифровую грамотность;
• расширить доступ к социальной поддержке – создание, агрегирование и распространение информации о мультимодальных платформах. Для лиц, лишенных доступа к цифровым технологиям, необходимо создать телефонную линию поддержки с волонтерами; она должна быть открыта для всего населения, а не только для пожилых людей.
Цифровое неравенство не просто имитирует дихотомическое разделение, которое часто описывается как разрыв между цифровыми иммигрантами и цифровыми аборигенами. Оно касаются не только пожилых, но и социально и экономически неблагополучных людей.