ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Что изучает психология?
В рамках интерактивной виртуальной (ZOOM) экскурсии школьники получили возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН показаны задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Школьники задавали вопросы модераторам Программы, приняли участие в дискуссии о путях развития психологических исследований.
Модератор: Костригин Артем Андреевич , к.психол.н., лаборатория истории психологии и исторической психологии
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Чем психологические исследования отличаются от других видов исследований?
В рамках интерактивного виртуального квеста (ZOOM) школьники получили представление о специфике психологического исследования по сравнению с исследованиями в других отраслях научных знаний, смогли задать вопросы модераторам и принять участие в дискуссии об этике психологического исследования. Интерактивный квест помог школьникам осознать особенности выполнения исследовательских проектов в психологии и соотнести свои возможности с предполагаемой темой исследования.
Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Как научиться задавать умные вопросы?
В рамках интерактивного тренинга (ZOOM) школьники получили представление о том, чем умные вопросы отличаются от глупых и какие бывают виды вопросов. Школьники имели возможность потренироваться задавать разные виды вопросов модераторам Программы по теме проекта своего исследования.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов
Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы
Широкое распространение сети Интернет создает иллюзию доступности любой, в том числе научной, информации. Действительно, набрав в поисковой строке фамилию того или иного ученого мы тут же сможем узнать его биографию, а также ознакомиться со списком основных трудов. Но достаточно ли этого, чтобы считать себя специалистом? Как искать научную информацию? Какие существуют специализированные ресурсы? Как оценить качество найденной информации? И самое главное: как не потерять критическое отношение к получаемой информации? Для ответа на поставленные вопросы были рассмотрены специализированные базы, в которых собирается информация о статьях (Web of Science, Scopus, РИНЦ). Обсудили проблему поиска полных текстов статей, основных критериев научной литературы и их интерпретации. Участники встречи научились искать статьи и журналы по заданной тематике и определять популярность того или иного направления в современной науке и многое другое.
Модератор: Зуев Константин Борисович, начальник отдела ИП РАН по связям с общественностью К.Б. Зуев
Техника саморегуляции физического и психологического сост-я при высоких умственных нагрузках
В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с приемами саморегуляции, основанными на понимании влияния определенных положений тела на улучшение эмоционального состояния и самочувствия (снижение давления, избавление от головных болей, болей в спине и пр.); что показало возможность управления своим физическим и психологическим здоровьем. www.yoga-logos.ru
Модератор: Ожиганова Галина Валентиновна, с.н.с., кандидат психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов
Выбор лаборатории для подготовки проекта, определение области исследование.
В рамках интерактивного организационного занятия (ZOOM) школьники получили возможность задать вопросы по предлагаемой проблеме исследования научным руководителям соответствующих направлений и определиться с областью психологического исследования для разработки исследовательского проекта.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов.
Введение в психофизиологию. Что такое ЭЭГ?
В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с краткой историей ЭЭГ и основами съема ЭЭГ, устройством прибора, вызванными потенциалами, биологической обратной связью, интерфейсом мозг-компьютер.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Устройство ЭЭГ прибора. Принцип записи. Функциональные пробы
В рамках практического занятия школьники получили возможность научиться записывать ЭЭГ, а также смогли познакомиться с функциональными пробами рутинной записи ЭЭГ, с интерфейсом программы для записи ЭЭГ.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Работа с ЭЭГ-прибором. ЭЭГ в психологии. Психофизиологический эксперимент
Участники занятия познакомятся с применением ЭЭГ в психологии, получат навыки проведения психофизиологического эксперимента, а также познакомятся с записью ЭЭГ во время прохождения тестирования/просмотра лекции.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Обработка ЭЭГ сигнала. Рутинный, программный и мат- анализ данных ЭЭГ
Слушатели смогли научиться искать и удалять артефакты, проводить другие манипуляции с сигналом в программе обработки, а также познакомились с визуальным и математическим анализом ЭЭГ-сигнала. Слушатели познакомились с такими методами обработки ЭЭГ как межполушарная асимметрия, перевод графического изображение сигнала ЭЭГ в цифровые значения амплитуды, картирование ЭЭГ сигнала и др.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Сверхмедленная активность.
Слушатели узнали, что такое сверхмедленная активность и каков ее физиологический (биологический) смысл. Слушатели ознакомились с основами записи СМА в состоянии пассивного и активного бодрствования, во время когнитивной нагрузки, основами обработки и расшифровки сигналов сверхмедленной активности.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, врач-лечебник.
Как обработать полученные результаты?
Слушатели ознакомились с основами разработки плана экспериментального исследования, определения зависимых и независимых переменных, «переменную-модератор», определения и операционализаии внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную.
Модератор: Сипягина Янина Михайловна, ассоциированный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы.
В рамках практического занятия слушатели ознакомились с основами подготовки реферата по результатам исследования, видов и структурой текстов научных публикаций, правилами оформления библиографии.
Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Семинар: Технология интеллектуального воспитания
Семинар помог участникам найти ответ на вопрос, зачем в условиях, бурно развивающихся СМИиК и Интернета, позволяющих найти ответы на все вопросы, детям надо ходить в школу: школа должна обеспечить условия для интеллектуального и личностного роста.
Модератор: Гл.н.с., д.психол.н. Е.В. Волкова