ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Что изучает психология?

В рамках интерактивной виртуальной (ZOOM) экскурсии школьники получили возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН показаны задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Школьники задавали вопросы модераторам Программы, приняли участие в дискуссии о путях развития психологических исследований.

Модератор: Костригин Артем Андреевич , к.психол.н., лаборатория истории психологии и исторической психологии

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Чем психологические исследования отличаются от других видов исследований?

В рамках интерактивного виртуального квеста (ZOOM) школьники получили представление о специфике психологического исследования по сравнению с исследованиями  в других отраслях научных знаний, смогли задать вопросы модераторам и принять участие в дискуссии об этике психологического исследования. Интерактивный квест помог  школьникам осознать особенности  выполнения  исследовательских   проектов в психологии  и соотнести свои возможности с предполагаемой темой исследования.

Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Как научиться задавать умные вопросы?

В рамках интерактивного тренинга (ZOOM) школьники получили представление о том, чем умные вопросы отличаются от глупых и  какие бывают виды вопросов. Школьники имели возможность потренироваться задавать разные виды вопросов модераторам Программы по теме проекта своего исследования.

Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов

Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы

Широкое распространение сети Интернет создает иллюзию доступности любой, в том числе научной, информации. Действительно, набрав в поисковой строке фамилию того или иного ученого мы тут же сможем узнать его биографию, а также ознакомиться со списком основных трудов. Но достаточно ли этого, чтобы считать себя специалистом? Как искать научную информацию? Какие существуют специализированные ресурсы? Как оценить качество найденной информации? И самое главное: как не потерять критическое отношение к получаемой информации? Для ответа на поставленные вопросы были рассмотрены специализированные базы, в которых собирается информация о статьях (Web of Science, Scopus, РИНЦ). Обсудили проблему поиска полных текстов статей, основных критериев   научной литературы и их интерпретации. Участники встречи научились искать статьи и журналы по заданной тематике и определять популярность того или иного направления в современной науке и многое другое.

Модератор: Зуев Константин Борисович, начальник отдела ИП РАН по связям с общественностью К.Б. Зуев

Техника саморегуляции физического и психологического сост-я при высоких умственных нагрузках

В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с приемами саморегуляции, основанными на понимании влияния определенных положений тела на улучшение эмоционального состояния и самочувствия (снижение давления, избавление от головных болей, болей в спине и пр.); что показало возможность управления своим физическим и психологическим здоровьем. www.yoga-logos.ru

Модератор: Ожиганова Галина Валентиновна, с.н.с., кандидат психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов

Выбор лаборатории для подготовки проекта, определение области исследование.

В рамках интерактивного  организационного занятия  (ZOOM) школьники получили возможность задать вопросы по предлагаемой проблеме исследования научным руководителям соответствующих направлений и определиться с областью психологического исследования для разработки исследовательского проекта.

Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов.

Введение в психофизиологию. Что такое ЭЭГ?

В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с краткой историей ЭЭГ и основами съема ЭЭГ, устройством прибора, вызванными потенциалами, биологической обратной связью, интерфейсом мозг-компьютер.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.

Устройство ЭЭГ прибора. Принцип записи. Функциональные пробы

В рамках практического занятия школьники получили возможность научиться записывать ЭЭГ, а также смогли познакомиться с функциональными пробами рутинной записи ЭЭГ, с интерфейсом программы для записи ЭЭГ.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.

Работа с ЭЭГ-прибором. ЭЭГ в психологии. Психофизиологический эксперимент

Участники занятия познакомятся с применением ЭЭГ в психологии, получат навыки проведения психофизиологического эксперимента, а также познакомятся с записью ЭЭГ во время прохождения тестирования/просмотра лекции.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.

Обработка ЭЭГ сигнала. Рутинный, программный и мат- анализ данных ЭЭГ

Слушатели смогли научиться искать и удалять артефакты, проводить другие манипуляции с сигналом в программе обработки, а также познакомились с визуальным и математическим анализом ЭЭГ-сигнала. Слушатели познакомились с такими методами обработки ЭЭГ как межполушарная асимметрия, перевод графического изображение сигнала ЭЭГ в цифровые значения амплитуды, картирование ЭЭГ сигнала и др.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.

Сверхмедленная активность.

Слушатели узнали, что такое сверхмедленная активность и каков ее физиологический (биологический) смысл. Слушатели ознакомились с основами записи СМА в состоянии пассивного и активного бодрствования, во время когнитивной нагрузки, основами обработки и расшифровки сигналов сверхмедленной активности.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, врач-лечебник.

Как обработать полученные результаты?

Слушатели ознакомились с основами разработки плана экспериментального исследования, определения зависимых и независимых переменных, «переменную-модератор», определения и операционализаии внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную.

Модератор: Сипягина Янина Михайловна, ассоциированный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина

Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы.

В рамках практического занятия слушатели ознакомились с основами подготовки реферата по результатам исследования, видов и структурой текстов научных публикаций, правилами оформления библиографии.

Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Семинар: Технология интеллектуального воспитания

Семинар помог участникам найти ответ на вопрос, зачем в условиях, бурно развивающихся СМИиК и Интернета, позволяющих найти ответы на все вопросы, детям надо ходить в школу: школа должна обеспечить условия для интеллектуального и личностного роста.

Модератор: Гл.н.с., д.психол.н. Е.В. Волкова