18 Авг 2025

Как изучать содержание психики, не осознаваемую самим человеком?

Неосознаваемые процессы играют значительную роль в творческом мышлении, и в частности, в решении задач, требующих инсайта. Однако выявление этих процессов сопряжено с методическими трудностями. Как изучать содержание психики, не осознаваемую самим человеком?

Сотрудники ИП РАН и Института экспериментальной психологии МГППУ попытались найти ответ в исследовании особенности движений глаз при решении круговых пятибуквенных анаграмм, составленных по прямой и обратной схемам.

Результаты опубликованы в статье Александра Владимировича Жегалло (канд.психол.н., ведущий научный сотрудник, ИП РАН), Марии Артемовны Корабельниковой (лаборант, Институт экспериментальной психологии МГППУ) и Ивана Андреевича Басюла (научный сотрудник, ИП РАН).

Экспериментальная процедура, использованная для получения инсайтных решений, повторяла процедуру из исследований Т.М. Деевой, которая выявляла возможности имплицитного (неосознаваемого) научения при решении анаграмм. Подсказкой служила определенная пространственная конфигурация букв анаграммы, повторявшаяся из разных исходных точек. Авторы предполагали, что правильным решениям предшествует повтор этой конфигурации в движениях глаз (полный или частичный перевод взора, повторяющий порядок букв в ответе), однако эта гипотеза не нашла подтверждения.

Анализ движений глаз позволил авторам описать общие характеристики внимания при решении анаграмм. Это чаще всего распределенное внимание (амбьентный способ рассматривания по Б.М. Величковскому, т.е., формирование общего представления об изображении). Фокальное рассматривание (т.е. фиксация на отдельном элементе изображения) было представлено только в сочетании с амбьентным.

Интересно, что эти данные противоречат самоотчету участников исследования, половина которых утверждала, что фокусировалась на отдельных буквах. Особенности глазодвигательной активности также по-разному характеризовали отдельные стадии решения анаграммы – поиска ответа, готовности ответа и вербализации. Было выявлено, что некоторые структуры анаграмм были проще для решения, чем другие.

В целом, исследование показывает возможности метода анализа движений глаз в исследованиях творческого мышления в широком смысле. Для уточнения результатов авторы намерены продолжить исследования с видоизмененной экспериментальной процедурой.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект 24-18-00904.

📖 Читать статью:

Жегалло А.В., Корабельникова М.А., Басюл И.А. Организация окуломоторной активности человека при решении пространственно-комбинаторных задач // Познание и переживание. 2025. Т. 6. № 2. С. 101-116. doi: 10.51217/cogexp_2025_06_02_07

Материал подготовила Разваляева Анна (лаборатория психологии познавательных процессов и математической психологии)