10 Окт 2021

«НИЧЕГО Я НЕ ХОЧУ»

Biol Psychiatry Cogn Neurosci Neuroimaging. 2020 Nov 11:S2451-9022(20)30324-4. doi: 10.1016/j.bpsc.2020.11.001.
The Relationship Between Depression Symptoms and Adolescent Neural Response During Reward Anticipation and Outcome Depends on Developmental Timing: Evidence from a Longitudinal Study.
Luking KR1, Gilbert K2, Kelly D2, Kappenman ES3, Hajcak G4, Luby JL2, Barch DM5.
1 Department of Psychological and Brain Sciences, Washington University School of Medicine, St. Louis, Missouri. Electronic address: krluking@wustl.edu.
2 Department of Psychiatry, Washington University School of Medicine, St. Louis, Missouri.
3 Department of Psychology, San Diego State University, San Diego, California.
4 Departments of Psychology and Neuroscience, Florida State University, Tallahassee, Florida.
5 Department of Psychological and Brain Sciences, Washington University School of Medicine, St. Louis, Missouri; Department of Psychiatry, Washington University School of Medicine, St. Louis, Missouri.

Для адаптации организма крайне важно замечать положительное подкрепление. И именно нарушение чувствительности к положительному подкреплению наблюдается при разного рода депрессивных состояниях. Известно, что снижение такой чувствительности проявляется и в снижении активности мозга в связи с получением награды, например, при подростковой депрессии. Авторы данной работы в своем лонгитюдном исследовании проанализировали связи между депрессивными состояниями в раннем возрасте и в подростковом, а также нейрофизиологические особенности ожидания положительного подкрепления и его получения у подростков. Еще начиная с дошкольного возраста дети и их родители заполняли два раза в год диагностические тесты, выявляющие депрессивные состояния. В позднем подростковом возрасте (средний возраст приблизительно 16 с половиной лет) проводилась оценка нейрофизиологических показателей при предъявлении сигналов о вероятном выигрыше/проигрыше и при получении самого результата. В качестве таких нейрофизиологических показателей использовали связанные с событиями потенциалы, усредненные относительно предвосхищающих сигналов и относительно получения результата или негативной обратной связи. В данной работе, также как в исследованиях на взрослых, было обнаружено, что связанный с предсказывающим предъявляемым сигналом потенциал Р3 был больше в тех случаях, когда сигнал предвосхищал вероятное получение награды, чем когда он свидетельствовал о проигрыше. Оказалось, что симптомы депрессии в раннем возрасте (например, в дошкольном) могут предсказывать снижение чувствительности к награде на этапе позднего подросткового возраста. В целом, снижение мотивационной выраженности у подростков наблюдалось во всех случаях кумулятивной депрессии, безотносительно к какой-то специфической стадии развития.