ОКНО ДЛЯ ПАМЯТИ
J Neurosci. 2019 Feb 6;39(6):1109-1118. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2618-18.2018.
Postretrieval Relearning Strengthens Hippocampal Memories via Destabilization and Reconsolidation
Tay K.R.1, Flavell C.R.1, Cassini L.1, Wimber M.1, Lee J.L.C.2
1 University of Birmingham, School of Psychology, Edgbaston, Birmingham B15 2TT, United Kingdom.
2 University of Birmingham, School of Psychology, Edgbaston, Birmingham B15 2TT, United Kingdom j.l.c.lee@bham.ac.uk.
Реконсолидация памяти, предположительно, является механизмом, посредством которого память может быть обновлена за счет новой информации. Было ранее показано, что такое обновление ослабляет существующую память (т.е. приводит к её худшему воспроизведению) или даже меняет содержание памяти. В «реконсолидационном окне» (некоторый временной период после реактивации памяти) память может быть подвержена фармакологическим и даже поведенческим интервенциям. В данной работе показано, что дестабилизация памяти при её реактивации также может приводить к «усилению» памяти при добавлении к существующей памяти некоторой новизны. Авторы использовали стандартную модель обучения животных контекстуальному обусловливанию, в которой мышь при помещении в новую обстановку получает электрокожное раздражение. Память об этом быстро формируется и долго держится. Авторы показали, что «усиление» памяти при реактивации наблюдается только новая информация попадает во временное окно, «открываемое» реактивацией памяти (период от 10-15 минут до 1 часа после реактивации). Также оказалось, что такое «усиление» требует деградации белков в протеасоме и экспрессии транскрипционного фактора Zif268 в клетках гиппокампа; оба процесса имеют непосредственное отношение к установленным механизмам дестабилизации-реконсолидации памяти. Концептуально аналогичные результаты были получены на людях в задаче на декларативную память: формирование парных зрительных ассоциаций. «Усиление» памяти за счет новизны также оказывалось возможным в аналогичное временное окно после реактивации. Полученные результаты связывают «обучение через реактивацию» у человека с большим объемом литературы о реконсолидации на животных. Такие данные могут способствовать пониманию «созревания» памяти и возможностей «усиления» «слабой» памяти.