ПЕССИМИЗМ – ЭТО ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ?
Anim Cogn. 2021 Jan;24(1):53-64. doi: 10.1007/s10071-020-01414-y.
More exploratory house mice judge an ambiguous situation more negatively.
Verjat A1, Devienne P2, Rodel HG2, Feron C2.
1 Laboratoire d’Ethologie Expérimentale et Comparée UR 4443, Université Sorbonne Paris Nord, 93430, Villetaneuse, France. aurelie.verjat@gmail.com.
2 Laboratoire d’Ethologie Expérimentale et Comparée UR 4443, Université Sorbonne Paris Nord, 93430, Villetaneuse, France.
Тенденция всё исследовать – одна из наиболее изученных «личностных» черт у животных. Такое исследовательское поведение может направляться либо позитивным эмоциональным «настроем» (поиски новой и интересной информации), либо негативным (снижение неопределенности среды). Чтобы развести эти две ситуации, авторы работы использовали специальный тест, который позволял оценить склонность животных к той или иной оценке неопределенной ситуации, т.е. их аффективное состояние или «настроение». Эксперименты были проведены на самцах домовой мыши дикого происхождения. Индивидуальные различия в склонности всё исследовать оценивались с помощью теста открытого поля (неоднократно) и теста новых объектов. В течение восьми дней животные обучались в трехрукавном лабиринте отличать два внешних рукава: один подкреплялся сахарной водой, а второй – простой водой (менее положительное подкрепление). После достижения критерия обученности (под таким критерием понимался более короткий латентный период приближения к подкрепляемому рукаву), поведение животных тестировалось в среднем рукаве (ситуация неопределённости). Длительность латентных периодов приближения к подкреплению в среднем рукаве оставалась стабильной в течение трех дней тестирования. Такой результат свидетельствует в пользу того, что животные имели склонность к устойчивому суждению об этой неопределенной ситуации. Оказалось также, что животные, которые были склонны к исследовательскому поведению, демонстрировали склонность к негативной оценке ситуации неопределенности. Получается, что тенденция всё исследовать связана с негативным аффективным состоянием, хотя, возможно, в других ситуациях могли бы проявляться другие аффективные состояния.