Помогает ли вербализация запоминать невербальную информацию – или только мешает?
Может ли турист лучше запомнить маршрут, если подробно расскажет о нем? Нет ли опасности, что очевидец, описывающий преступника, не сможет его опознать? Полезно ли спортсменам и музыкантам анализировать свои действия, чтобы эффективнее упражняться и развивать свои моторные навыки?
На эти вопросы можно найти ответы в обзоре гл.н.с., зав. лабораторией психологии познавательных процессов и математической психологии, д.психол.н., Елены Станиславовны Самойленко, опубликованном в третьем номере журнала «Познание и переживание».
В фокусе обзора – влияние предваряющей вербализации на невербальную память. Исследования этого феномена проводятся на чрезвычайно широком материале, охватывающем разные модальности восприятия (зрение, слух, обоняние и вкус), воображение, пространственные представления и моторные навыки. Чаще всего обнаруживается эффект вербального затенения – сложности в припоминании объекта после описания. Он опосредуется разнообразными индивидуальными, когнитивными, ситуативными и временными факторами.
Существует несколько гипотез, объясняющих вербальное затенение, на уровне когнитивных процессов, различающихся для обработки вербального и невербального материала. Противоположный эффект – вербальная фасилитация, улучшение припоминания после описания – обнаруживался чаще всего в зрительной модальности.
Задачей дальнейших исследований должно стать выявление механизмов вербального затенения и фасилитации.
Материал подготовила Разваляева Анна (лаборатория психологии познавательных процессов и математической психологии)