Различия в характере студентов с высоким и средним интеллектом оказались меньше ожидаемых
Учёные из Мексики и Испании изучили, отличаются ли по своим личностным чертам студенты с повышенным уровнем интеллекта от сокурсников со средним интеллектом.
Участниками исследования стали студенты Гвадалахарского университета в Мексике, обучавшиеся по медицинским специальностям.
Из 2746 студентов, согласившихся принять участие в исследовании, были сформированы группы по 268 человек, эквивалентные по возрасту и полу. В группе с высокими способностями средний уровень интеллекта составлял более 120 баллов IQ (120–140), в группе со средними способностями – чуть менее 100 баллов IQ (82–109). У всех участников наряду с интеллектом измерялись личностные черты, выделенные в соответствии с моделью HEXACO (добросовестность, эмоциональная стабильность, экстраверсия, доброжелательность, честность, открытость новому опыту).
Единственное значимое различие между группами проявилось в добросовестности (ответственности). Студенты с высокими способностями неожиданно оказались менее добросовестными, чем их сверстники. Этот результат может быть связан с недостаточной академической нагрузкой или отсутствием вызовов в обучении, рассчитанном на средних студентов. При этом ожидаемых различий в открытости опыту, которая часто ассоциируется с высокими способностями, обнаружено не было.
Интересно, что половые различия в личностных чертах оказались более выраженными. Девушки в целом демонстрировали более высокие показатели по добросовестности, доброжелательности и открытости, но меньшую эмоциональную стабильность. Однако взаимодействие между уровнем способностей и полом не было значимым, что опровергает стереотипы о гендерно-специфичных чертах у одарённых студентов.
Исследование подчёркивает важность дальнейших исследований в этой области, особенно с более разнообразными выборками, поскольку текущие результаты ограничены студентами медицинских специальностей. Авторы также отмечают необходимость разработки образовательных программ, учитывающих особенности студентов с высокими способностями, чтобы поддерживать их академическую и личностную реализацию.
Материал подготовил Никита Хохлов (лаборатория психологии и психофизиологии творчества)