27 Ноя 2020

СВОБОДА ВОЛИ В МОЗГЕ

Trends Neurosci. 2018 Jul;41(7):405-407.  doi: 10.1016/j.tins.2018.04.009.

Volition and the Brain – Revisiting a Classic Experimental Study.

Frith CD 1 , Haggard P 2

1 Institute of Philosophy, University of London, Senate House, Malet Street, London WC1E 7HU, UK; Wellcome Centre for Human Neuroimaging at University College London, 12 Queen Square, London WC1N 3BG, UK. Electronic address: c.frith@ucl.ac.uk.

2 Institute of Philosophy, University of London, Senate House, Malet Street, London WC1E 7HU, UK; Institute of Cognitive Neuroscience at University College London, 17 Queen Square, London WC1N 3AR, UK; Laboratoire de Neurosciences Cognitives, Département d’Études Cognitives, École Normale Supérieure, 29 Rue d’Ulm, Paris 75005, France. Electronic address: p.haggard@ucl.ac.uk.

В данной статье авторы анализируют классические эксперименты по «отсутствию свободы воли». В 1983 году Бенджамин Либет продемонстрировал, что при планировании действия (простое движение пальца в определенный момент времени, оцениваемый по аналогу циферблата) активность в мозге на несколько сот миллисекунд предшествует осознанию этого действия. Эти изменения нейронной активности, проявляющиеся при усреднении записей электроэнцефалограммы за периоды нескольких поведенческих актов, были ранее названы «потенциал готовности». В среднем этот потенциал начинает развиваться за 635 мсек до начала действия, но в целом его начало варьирует в пределах от 1200 мсек до 225 мсек. При этом субъективное переживание желания «совершить движение» происходит только за приблизительно 200 мсек до действия. Исходя из общей логики, что причина опережает следствие, Либет считал, что подобный временной порядок не позволяет сделать заключение о том, что сознательное желание «совершить действие» вызвало потенциал готовности и инициировало действие. Подобный результат неприятно контрастирует с тем, как в современной западной культуре, в философии и в законодательстве видятся произвольные движения, которые мы осуществляем в обыденной жизни. Осознаваемое намерение считается необходимым для произвольного действия, а значит, только оно влечет за собой ответственность. Возможный вывод из данного эксперимента заключается в том, что это мозг инициирует произвольное действие, а значит «свободы воли» не существует – вывод, обсуждаемый как философами и учеными, так и юристами. Авторы статьи критически обсуждают данные Либета, указывая, в частности, на то, что действие, которое надо было совершить испытуемым, было слишком простым и не требовало серьезного выбора, который мы делаем в обычной жизни.