СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВО СНЕ
Conscious Cogn. 2019 Mar;69:133-145. doi: 10.1016/j.concog.2019.01.017.
Social contents in dreams: An empirical test of the Social Simulation Theory
Tuominen J1, Stenberg T2, Revonsuo A3, Valli K3
1 Department of Psychology, University of Turku, FI-20014 Turku, Finland; Turku Brain and Mind Center, University of Turku, FI-20014 Turku, Finland. Electronic address: jarno.tuominen@utu.fi.
2 Department of Psychology, University of Turku, FI-20014 Turku, Finland.
3 Department of Psychology, University of Turku, FI-20014 Turku, Finland; Turku Brain and Mind Center, University of Turku, FI-20014 Turku, Finland; Department of Cognitive Neuroscience and Philosophy, School of Biosciences, University of Skövde SE-54128, Skövde, Sweden.
Социальная природа нашего вида, кажется, проявляется в каждом аспекте каждодневной жизни. Некоторые исследования позволяют предполагать, что и ночная жизнь, а именно сновидения также наполнены социальными взаимодействиями. Некоторые теории сновидений рассматривают сновидения как симуляцию реального мира, а теория социальной симуляции, в частности, предполагает, что основная функция сновидений – симуляция именно социальных событий. В данном исследовании участники (n=16) сообщали о своих дневных событиях и о своих сновидениях. Текущие дневные события надиктовывались участниками после получения сообщения от экспериментаторов (такие сообщения приходили 4 раза в день). Данные о ночных сновидениях собирались с использованием системы мониторинга сна “Nightcap”, дающей возможность отличать периоды медленно-волнового сна от периодов сна быстрых движений глаз. Испытуемые вели дома дневник сновидений в течение 14 ночей, причем в половине этих ночей их будили как в первой половине ночи, так и во второй, для записи сновидений. В остальных случаях сновидения записывались после спонтанного пробуждения. Подсчет социальных событий производился с использованием авторской шкалы социального содержания (Social Content Scale). Оказалось, что в отчетах о сновидениях фигурирует даже больше социальных событий, чем в отчетах о дневных периодах жизни, что свидетельствует в пользу гипотезы социальной предвзятости сновидений. Гипотеза, что социальные взаимодействия в сновидениях направлены в основном на близких людей, не подтвердилась. Также не было обнаружено достоверных различий по эмоциональной окраске между сновидениями сна быстрых движений глаз и медленно-волновыми сновидениями. Таким образом ранее полученные результаты, свидетельствующие в пользу того, что агрессивные взаимодействия свойственны в большей степени стадиям быстрых движений глаз, а просоциальные – медленно-волновому сну, не были воспроизведены.