16 Авг 2025

Эффекты специфичные для различных направлений психологического консультирования

В новой статье Татьяны Николаевны Савченко (к.психол.н., ведущий научный сотрудник ИП РАН) и Екатерины Борисовны Степановой (старший преподаватель Московского психолого-социального университета) показана эффективность курсов краткосрочного психологического консультирования в различных терапевтических направлениях.

Авторы сравнили показатели 182 пациентов с депрессивным расстройством, получавших в рамках лечения стандартную фармакотерапию или дополнительно прошедших курс психологического консультирования (в экзистенциальном, психодинамическом или когнитивно-поведенческом подходах).

Все виды консультирования оказались эффективны в отношении положительной динамики депрессивной симптоматики, повышении показателей эмоционального интеллекта, субъективного качества жизни и ее осмысленности по сравнению с курсом фармакотерапии без консультирования. При этом были выявлены «специфичные» эффекты для некоторых видов консультирования: показатели экзистенциальной исполненности значимо повышались после курса в экзистенциальном подходе, а качество жизни – после применения когнитивно-поведенческого консультирования.

Были получены и неожиданные результаты. Так, после получения лечения снижалась жизнестойкость, причем наиболее сильно у пациентов, проходивших когнитивно-поведенческое консультирование. Авторы объясняют это возможным появлением у пациентов установки на поиск помощи и поддержки, и на отказ от представлений о том, что со всем происходящим можно справиться только своими силами.

В целом, исследование подтверждает пользу психологического консультирования в лечении аффективных расстройств и выявляет специфику разных подходов. Возможно, в этом и кроется причина, почему разным людям помогают разные виды терапии.

📖 Читать статью:

Савченко Т.Н., Степанова Е.Б. Динамика индивидуально-личностных характеристик у пациентов с депрессией, получающих психологическое консультирование // Познание и переживание. 2025. Т. 6. № 2. С. 64–79. doi: 10.51217/cogexp_2025_06_02_05

Материал подготовила Разваляева Анна (лаборатория психологии познавательных процессов и математической психологии)