26 Сен 2025

Почему важно различать методы кнута и пряника?

Каждый понимает различие методов кнута и пряника, но о том, почему для нас важно их различие, известно немного. Научение для достижения какого-либо желательного результата отличается по активности мозга от научения для избегания чего-либо нежелательного, даже если действия индивидов в этих двух ситуациях внешне кажутся одинаковыми. С точки зрения системной психофизиологии, это обусловлено тем, что память достижения и память избегания по-разному структурированы: этот опыт представлен системами из двух разных “доменов опыта”.

Новая работа А.И. Булавы и Ю.И. Александрова (2025), посвящена тому, чем различаются процессы изменения опыта в этих доменах после завершения обучения.

Сравнив количество нервных клеток с молекулярными маркерами этих изменений после выполнения поведения, выявили, что в медиальных зонах префронтальной коры их значимо меньше в группе обучения поведению избегания по сравнению с группой обучения поведению достижения.

Полученные результаты показывают особенности научения при стрессе и открывают перспективу оценки того, в какой степени и за счёт чего при стрессе возможна модификация ранее сформированного опыта.

Также впервые с помощью нейромолекулярных маркеров выявлены отличия активации памяти, сформированной для получения поощрения и для избегания угрозы, при том, что действия, которые при этом совершают индивиды, внешне сходны.

Источник: Булава А.И., Александров Ю.И. Связь уровней BDNF в медиальных зонах  префронтальной коры крыс при научении с мотивацией формируемого поведения: достижение/избегание // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2025. Т.75. №1. С. 107–116.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80460810

Материал подготовил Алексей Созинов (лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова)