24 Сен 2020

МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Уважаемые коллеги и гости!

на базе Института психологии Российской академии наук

в целях развития системы предпрофессионального и профильного образования, расширения взаимодействия с образовательными организациями высшего образования и федеральными государственными научными учреждениями в соответствии с номинацией Департамента образования и науки г. Москвы «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» для учителей и школьников г. Москвы в Институте психологии Российской академии наук стартует Программа для школьников, реализующая единую линию становления молодого ученого: школа ВУЗ → академическая наука

«МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

и Программа повышения квалификации (стажировки) учителей, включающая лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследований на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.

По окончании программы школьникам и учителям будет выдан Сертификат участника программы ИП РАН.

Куратор проекта – Волкова Наталья Эдуардовна

Регистрация участников на мероприятия проекта происходит на сайте http://profil.mos.ru/  

Цель проведения мероприятия:

Стимулирование учащихся и учителей общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности, позволяющие в турбулентном и изменяющемся мире выявлять основные тренды и закономерности развития общества и имплементировать их в свою жизнедеятельность как для повышения благополучия общества в целом, так и отдельно взятого человека.

Задачи:

1. Сформировать базовые компетенции научно-исследовательской деятельности.

2. Сформировать основы творческого реагирования на критику.

3. Сформировать умения задавать умные вопросы.

4. Познакомить с основами саморегуляции физического и психического состояния, способствующих снятию перегрузки когнитивной и психоэмоциональной сферы.

Основным результатом проведения мероприятия «Молодежный стартап: когнитивные науки и виртуальная реальность» является погружение учащихся и учителей в мир академической науки и формирование базовых компетенций научно-исследовательской деятельности; подготовка 8 проектов или исследований учащихся, выполненных под руководством сотрудников научной организации; освоение техник саморегуляции физического и психологического состояния, способствующих снятию перегрузки когнитивной и психоэмоциональной сферы, связанной с необходимостью постоянно оперировать новой информацией и быть на высоте в процессе общения; освоение умений творческого реагирования на критику и умений задавать умные вопросы. К одним из основных результатов следует отнести популяризацию и внедрение достижений академической науки в образовательный процесс ГБОУ г. Москвы.

Краткое описание мероприятия

Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности.
Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся и учителей погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, предзащиты диссертационных исследований, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференция.
Формы, методы и технологии: Семинары, лекции, экскурсия, дискуссии, мастер-классы, тренинги, практические занятия, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов (Волкова), технология интеллектуального воспитания (Холодная, Гельфман), технология пролонгированной диагностики и формирования креативности (Ожиганова).

 

Программа мероприятия включает 3 блока:

1-й блок – Организация и руководство проектной и исследовательской деятельностью школьников на базе лабораторий Института психологии РАН. Учащиеся во время интерактивной экскурсии по лабораториям Института психологии РАН определяются с областью психологического исследования, прикрепляются к соответствующей лаборатории для выполнения научного проекта под руководством научного сотрудника ИП РАН.

2-й блок – семинары, мастер-классы для педагогов, позволяющие выбрать направления стажировки на базе ИП РАН.

3-й блок – погружение в мир научной психологии, позволяющий школьникам и учителям окунуться в мир современной научной психологии, принять участие в научных мероприятиях.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИЙ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН:
  1. Что изучает психология? Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН для выявления области интересов исследования. 24.09.2020 в 16.00. Модератор: Костригин Артем Андреевич
  2. Чем психологические исследования отличаются от других видов исследований? 01.10.2020 в 16.00. Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна.
  3. Как научиться задавать умные вопросы? 08.10.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Елена Вениаминовна
  4. Организационное занятие (Выбор лаборатории для подготовки проекта, определение области исследования, назначение руководителя, первичная постановка проблемы). 08.10.2020 в 16.45. Модератор: Волкова Елена Вениаминовна
  5. Как сформулировать тему и проблему исследования? 15.10.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  6. Как обосновать актуальность психологического исследования? 15.10.2020 в 16.45. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  7. Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы? 22.10.2020 в 16.00. Модератор: Зуев Константин Борисович.
  8. Как подготовить обзор научных работ? 22.10.2020 в 16.45. Модератор: Зуев Константин Борисович.
  9. Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках (мастер-класс). 26.10.2020 в 16.00. Модератор: Ожиганова Галина Валентиновна.
  10. Как определить предмет, объект и метод исследования? 29.10.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна.
  11. Как подобрать экспериментальный инструментарий и разработать идею исследования? 29.10.2020 в 16.45. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  12. Как разработать план экспериментального исследования, определить зависимые и независимые переменные, «переменную-модератор», определить и операционализировать внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную? 12.11.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  13. Как подготовить оборудование/экспериментальный инструментарий? 12.11.2020 в 16.45. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  14. Проведение экспериментального/эмпирического исследования Ч.1. 26.11.2020 в 16.00. Модератор: Докучаев Денис Александрович
  15. Проведение экспериментального/эмпирического исследования Ч.2. 26.11.2020 в 16.45. Модератор: Докучаев Денис Александрович
  16. Как подготовить и обработать данные психологического исследования при помощи стандартных статистических программ? 03.12.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  17. Как подготовить реферат по результатам исследования (виды и структура текстов научных публикаций, правила оформления библиографии)? 03.12.2020 в 16.45. Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна.
  18. Как подготовить презентацию и доклад по результатам исследования (искусство презентации научных данных)? 10.12.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  19. Как подготовиться к ответам на вопросы и замечания рецензентов (техника творческого реагирования на критику)? 10.12.2020 в 16.45. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  20. Защита научных проектов школьников на конференции молодых ученых ИП РАН. 17.12.2020 в 16.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна
  21. Награждение участников конференции, рефлексия полученных результатов, построение планов будущих исследований. 17.12.2020 в 17.00. Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна

 

  1. СЕМИНАРЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

Семинар: Современные поисковые системы и правила работы с научной информацией.

Семинар: Экспресс-диагностика индивидуальных ментальных ресурсов.

Мастер-класс: Технология диагностики и формирования интеллектуальной компетентности GreatChemist.

Семинар: Технология интеллектуального воспитания.

Мастер-класс: Саморегуляция физического и психологического состояния.

 

ПОГРУЖЕНИЕ В МИР НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

Всероссийская научная конференция, 26-27 сентября 2020 г., (формат онлайн) «Творчество в современном мире: человек, общество, технологии».

Mеждународная научная конференция посвященной 65-летнему юбилею В.Н. Дружинина, 30-31 октября 2020 г «Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен» (смешанный формат – онлайн и офлайн).

Работа диссертационного совета (26 ноября 2020 г.).

 

В рамках интерактивной виртуальной экскурсии школьники получат возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН, будут показаны задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Экскурсионная программа поможет школьникам определиться с темой проектной и исследовательской деятельностью.

Download