Опубликован новый номер журнала «Ученые записки Института психологии РАН»
Уважаемые читатели журнала «Ученые записки ИП РАН», вашему вниманию предлагается четвертый, предновогодний номер журнала.
В том номере представлены материалы как новых авторов, так и тех, кто уже публиковался в журнале. Как обычно, руководствуясь принципами академической свободы и дискуссионности, мы размещаем статьи в авторской редакции, внося лишь некоторые правки, по нашему мнению, делающие публикации наиболее приемлемыми (и по содержанию, и по стилю) для аудитории, на которую ориентируются сами авторы.
В номере представлен ряд публикаций по новым для нашего журнала отраслям психологии. В частности, в работе Китовой Д.А., Шакова А.М., Рунец О.В. рассматриваются экономические факторы в представлении россиян о семье и семейных отношениях, что сегодня крайне актуально прежде всего для экономической психологии. Для проведения исследования был применен метод нейронных сетей, что позволило авторам публикации получить уникальные материалы. В результате был сделан вывод, что в нашей стране экономические факторы в жизнедеятельности семьи имеют равную ценность с такими духовными ценностями как общность интересов, взаимная поддержка, здоровье, счастье и др.
В номер включены также две работы, выполненные в рамках социальной психологии морально-нравственной регуляции поведения в обществе. Это статья Борисовой А.М. с результатами эмпирического исследования, цель которого состояла в том, чтобы обнаружить в языковом сознании граждан «следы» недавнего праздничного прошлого (позднесоветского периода) и проследить, как оно отражено в повседневной действительности и чем отличается отношение к праздникам граждан СССР и современных россиян. Также представлена статья Мустафиной Л.Ш., где рассматриваются представления о совести старшеклассников и вопросы ее воспитания в современном образовательном процессе. Приводятся результаты эмпирического исследования структуры социальных представлений старшеклассников, учащихся 9–11 классов общеобразовательных школ городов Казани и Москвы в возрасте от 14 до 17 лет. Автор выделяет и анализирует проблемы формирования адекватной морально-нравственной регуляции как в системе среднего образования, так и в современном обществе в целом.
Статья известного российского геронтолога В.М. Новоселова посвящена важнейшей, но недостаточно изученной проблеме страха старения и старости. Данная проблема актуальна для таких отраслей психологии, как возрастная психология (геронтопсихология), психология развития, клиническая психологи и др. В нашей стране страх старения – это страх неизвестности, одиночества, потенциальной боли и пр. Факторами, осложняющими решение данной проблемы, оказываются экономические проблемы пожилых людей, неустроенность быта и др. Также все большую опасность, по мнению автора, в связи с этим приобретает деятельность лидеров движения биохакинга, которые привлекают к себе внимание огромной аудитории и приобретают популярность распространением информации, вызывающей такие страхи. Одна из сложных психологических и философских проблем состоит в том, чего именно следует бояться: смерти или немощной старости? Но эту проблему каждый решает самостоятельно, так как она, как и многочисленные ситуации морального выбора, не имеет однозначного решения. По мнению Новоселова В.М. уже в старших классах средней школы необходимо рассказывать детям о психологии пожилых людей, старении, старости, а также о том, как важно жить долго в здоровье и радости.
В статье Сухарева А.В. проводится сравнительный анализ гуманитарного и естественно-научного подходов к построению психологического знания с учетом философско-религиозных и мистических оснований на основе разрабатываемой автором этнофункциональной концепции. В статье рассматриваются различные способы познания: естественно-научный, теологический, мистический, литературно-мистический. Обширный материал, предложенный автором, ставит проблему сопоставления различных парадигм познавательного процесса и предлагает пути сопоставления различных способов познания мира на основе принципа дополнительности.
В рубрике «история психологии и науковедение» предлагается статья Зуева К.Б., в которой проводится историко-психологический и науковедческий анализ издательской серии «Труды молодых ученых Института психологии РАН». Данный материал важен и интересен именно для нашего журнала, поскольку здесь не только дается анализ одной из издательских серий ИП РАН, но и поднимаются вопросы, имеющие прямое отношение к оценке состояния и развития академической науки в нашей стране в целом, особенно по вопросам активности молодых сотрудников.
С любезного согласия Виктора Михайловича Аллахвердова, признанного классика современной психологии и постоянного участника заседаний Академического дискуссионного клуба ИП РАН, мы начинаем публикацию сокращенной версии его новой работы, посвященной проблемам психологии сознания под общим названием: «Психология в контурах процесса познания. Пролегомены к учебнику для аспирантов». В.М. Аллахвердов скромно называет свою работу «учебником», но очевидно, что это нечто большее, чем традиционный учебник.
Здесь вы не найдете ставшего обязательным сегодня для учебников перечня формируемых у студентов общих и специальных компетенций, многочисленных практических заданий для овладения материалом с целью развития каких-либо навыков и умений, длинных списков цитируемых публикаций и пр. Основные цели этой книги – постановка проблем и анализ противоречий, которые можно обнаружить в научных психологических теориях, а также – определение направлений дальнейшего развития психологии. Даже хорошо известным в психологии явлениям автор дает свою оригинальную интерпретацию, обнаруживая нюансы, на которые обычно ученые не обращают должного внимая.
Следует подчеркнуть, что в нескольких запланированных номерах журнала мы не сможем представить работу Виктора Михайловича полностью, поэтому какие-то важные отрывки текста по причинам ограниченного объёма нам пришлось опустить. Надеемся, что полный вариант книги будет доступен читателям в ближайшем будущем в виде отдельного издания.
Некоторые взгляды и идеи Виктора Михайловича покажутся дискуссионными, например, что истина не находится где-то «посредине», а плюрализм мнений в науке недопустим. Однако в любом случае у наших читателей появляется прекрасная возможность познакомиться с одной из последних работ, без сомнения, выдающегося ученого – нашего современника. Это особенно важно для молодых ученых, так как умение мыслить нестандартно и глубоко, которым обладает Владимир Михайлович Аллахвердов, является тем наиважнейшим качеством, которое необходимо для того, чтобы внести значительный вклад в психологию и продвинуться в понимании загадочного явления, которое мы называем сознанием.
Уважаемые коллеги, авторы публикаций открыты для диалога и дискуссий по публикуемым в нашем журнале материалам. На основе этих публикаций или по другим интересующим вас проблемам вы можете предложить темы для обсуждения на заседаниях Академического дискуссионного клуба ИП РАН. Все ваши вопросы, а также предложения и замечания, высылайте по адресу журнала: scientificnotesipras@gmail.com. Будем рады на них ответить.
Гл. ред. журнала, д.пс.н Лебедев А.Н.
Ученые записки ИПРАН_№4(6)_2022