Программа «Когнитивные науки и виртуальная реальность»
Уважаемые коллеги, школьники и учителя!
В целях воспитательной и социокультурной работы с обучающимися, развития органов ученического и студенческого самоуправления в соответствии с номинацией Департамента образования и науки г. Москвы «Формирование и развитие компетенций для личностного и профессионального роста молодежи» в Институте психологии Российской академии наук стартует Программа «Когнитивные науки и виртуальная реальность» для школьников, реализующая единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука
Данная программа включает:
- Организация и проведение 5 образовательно-просветительских мероприятий по трем направлениям:
«ПСИХОЛОГИЯ»,
«КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ»,
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ».
- Реализация 2-х программ проектной и исследовательской деятельности школьников:
«ПСИХОЛОГИЯ и ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (24 часа),
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» (24 часа).
По окончании программы школьникам, представившим на отчетном мероприятии исследовательские проекты, будет выдан Сертификат участника программы «Когнитивные науки и виртуальная реальность» ИП РАН.
Куратор проекта – Волкова Наталья Эдуардовна
ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
Стимулирование учащихся общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности; развитие навыков критического мышления и саморегуляции, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию.
ЗАДАЧИ:
- Формирование базовых компетенций научно-исследовательской деятельности.
- Развитие навыков критического мышления.
- Формирование основ творческого реагирования на критику.
- Формирование умения задавать умные вопросы.
- Формирование умения саморегуляции физического и психического состояния, повышающие успешность защиты проектов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Обучающиеся будут вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность по тематике когнитивных наук.
- Подготовленные под руководством ученых проекты и исследования будут представлены на конференции городского уровня.
- У обучающихся будут сформированы базовые компетенции для осуществления научно-исследовательской деятельности начального уровня.
- Участниками мероприятий проекта будут получены представления о современном состоянии когнитивных наук в России, что позволит им определиться с выбором своей дальнейшей образовательной и профессиональной траектории в данной области.
- По итогам будет отснят и смонтирован видеоролик о ходе реализации мероприятий.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности. Особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию; навыков самопознания для построения психологического профиля и оптимальной профессиональной траектории.
Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, научные заседания лабораторий, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференциях.
Формы, методы и технологии: экскурсии, интерактивные лекции, практические занятия в виртуальной среде, дискуссии, мастер-классы, тренинги, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов, технология интеллектуального воспитания, технология развивающей диагностики и построения оптимальной профессиональной траектории.
Перспективы дальнейшего развития мероприятия:
Создание площадки повышения квалификации учителей, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.
Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ (мастер-класс, семинар, практикум и др.)
НАПРАВЛЕНИЕ 1. «ПСИХОЛОГИЯ»
Образовательно-просветительское мероприятие № 1:
Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН для выявления области интересов исследования «Что изучает психология?»
Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.
https://profil.mos.ru/events/event/107140
Образовательно-просветительское мероприятие № 2:
Экскурсия в мир профессий: психолог, психотерапевт, невролог
Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.
https://profil.mos.ru/events/event/108172
Образовательно-просветительское мероприятие № 3:
Мастер-класс «Как в короткий срок подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по химии?»
https://profil.mos.ru/events/event/108173
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.
Образовательно-просветительское мероприятие № 4:
Практическое занятие «Как не ошибиться с выбором профессии?»
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.
https://profil.mos.ru/events/event/110118
Образовательно-просветительское мероприятие № 5:
Экскурсия «Мир труда и профессий: психолог, психотерапевт и психиатр»
Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.
https://profil.mos.ru/events/event/110124
НАПРАВЛЕНИЕ 2. «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ»
Образовательно-просветительское мероприятие № 6:
Мастер-класс «Виртуальная реальность в науке и технике».
Модератор: Варламов А.В., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, преподаватель мед. университета им. акад. И.П. Павлова.
https://profil.mos.ru/events/event/107151
Образовательно-просветительское мероприятие № 7:
Квест «Мозг и его тайны: знания из нейробиологии, которые вас удивят»
Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.
https://profil.mos.ru/events/event/110117
НАПРАВЛЕНИЕ 3. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ»
Образовательно-просветительское мероприятие № 8:
Квест «Тайны мозга».
Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.
https://profil.mos.ru/events/event/107
Образовательно-просветительское мероприятие № 9:
Квест «Биохимические основы психики».
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.
https://profil.mos.ru/events/event/107153
Образовательно-просветительское мероприятие № 10:
Практическое занятие «Физика и химия мозга»
Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.
https://profil.mos.ru/events/event/108174
- Реализация 2-х программ проектной и исследовательской деятельности школьников.
ПРОГРАММА ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ПСИХОЛОГИЯ и ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (24 часа)
Квест: Знакомство с актуальными проблемами развития науки для выбора тем проектов.
Мастер-класс: формулирование этапов и механизмов реализации проекта.
Практическое занятие 1. Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы.
Практическое занятие 2. Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы?
Практическое занятие 3. Правила оформления библиографического списка.
Практическое занятие 4. Подготовка с обучающимися тезисов проектной или исследовательской работы.
Практическое занятие 5. Правила сбора и обработки данных для научно-исследовательских проектов.
Консультации по выполнению проектной работы.
Консультации по выполнению практической части с использованием оборудования лабораторий ИП РАН.
Консультации по доработке проектов.
Консультации по вопросу представления проекта на городской научно-практической конференции.
https://profil.mos.ru/events/event/107156
https://profil.mos.ru/events/event/110129
ПРОГРАММА ВТОРОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» (24 часа)
Квест: Знакомство с актуальными проблемами развития науки для выбора тем проектов.
Мастер-класс: формулирование этапов и механизмов реализации проекта.
Практическое занятие 1. Аппаратные методы исследования мозга.
Практическое занятие 2. Нейроны и мозг.
Практическое занятие 3. Нейродиагностика.
Практическое занятие 4. Мозг и психика.
Практическое занятие 5. Нейроинтерфейсы. Интерфейс мозг-компьютер.
Консультации по выполнению проектной работы.
Консультации по выполнению практической части с использованием оборудования лабораторий ИП РАН.
Консультации по доработке проектов.
Консультации по вопросу представления проекта на городской научно-практической конференции.
https://profil.mos.ru/events/event/107157
https://profil.mos.ru/events/event/110128
Download