09 Янв 2023

Программа «Когнитивные науки и виртуальная реальность»

Уважаемые коллеги, школьники и учителя!

В целях воспитательной и социокультурной работы с обучающимися, развития органов ученического и студенческого самоуправления в соответствии с номинацией Департамента образования и науки г. Москвы «Формирование и развитие компетенций для личностного и профессионального роста молодежи» в Институте психологии Российской академии наук стартует Программа «Когнитивные науки и виртуальная реальность» для школьников, реализующая единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука

Данная программа включает:

  1. Организация и проведение 5 образовательно-просветительских мероприятий по трем направлениям:

«ПСИХОЛОГИЯ»,

«КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ»,

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ».

  1. Реализация 2-х программ проектной и исследовательской деятельности школьников:

«ПСИХОЛОГИЯ и ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (24 часа),

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» (24 часа).

По окончании программы школьникам, представившим на отчетном мероприятии исследовательские проекты, будет выдан Сертификат участника программы «Когнитивные науки и виртуальная реальность» ИП РАН.

Куратор проекта – Волкова Наталья Эдуардовна

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Стимулирование учащихся общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности; развитие навыков критического мышления и саморегуляции, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование базовых компетенций научно-исследовательской деятельности.
  2. Развитие навыков критического мышления.
  3. Формирование основ творческого реагирования на критику.
  4. Формирование умения задавать умные вопросы.
  5. Формирование умения саморегуляции физического и психического состояния, повышающие успешность защиты проектов.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Обучающиеся будут вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность по тематике когнитивных наук.
  2. Подготовленные под руководством ученых проекты и исследования будут представлены на конференции городского уровня.
  3. У обучающихся будут сформированы базовые компетенции для осуществления научно-исследовательской деятельности начального уровня.
  4. Участниками мероприятий проекта будут получены представления о современном состоянии когнитивных наук в России, что позволит им определиться с выбором своей дальнейшей образовательной и профессиональной траектории в данной области.
  5. По итогам будет отснят и смонтирован видеоролик о ходе реализации мероприятий.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности. Особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию; навыков самопознания для построения психологического профиля и оптимальной профессиональной траектории.

Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, научные заседания лабораторий, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференциях.

Формы, методы и технологии: экскурсии, интерактивные лекции, практические занятия в виртуальной среде, дискуссии, мастер-классы, тренинги, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов, технология интеллектуального воспитания, технология развивающей диагностики и построения оптимальной профессиональной траектории.

Перспективы дальнейшего развития мероприятия:

Создание площадки повышения квалификации учителей, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.

Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука.

 

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ (мастер-класс, семинар, практикум и др.)

НАПРАВЛЕНИЕ 1. «ПСИХОЛОГИЯ»

Образовательно-просветительское мероприятие № 1:

Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН для выявления области интересов исследования «Что изучает психология?»

Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.

https://profil.mos.ru/events/event/107140

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 2:

Экскурсия в мир профессий: психолог, психотерапевт, невролог

Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.

https://profil.mos.ru/events/event/108172

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 3:

Мастер-класс «Как в короткий срок подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по химии?»

https://profil.mos.ru/events/event/108173

 

Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 4:

Практическое занятие «Как не ошибиться с выбором профессии?»

Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.

https://profil.mos.ru/events/event/110118

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 5:

Экскурсия «Мир труда и профессий: психолог, психотерапевт и психиатр»

Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, м.н.с. лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.

https://profil.mos.ru/events/event/110124

 

НАПРАВЛЕНИЕ 2. «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ»

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 6:

Мастер-класс «Виртуальная реальность в науке и технике».

Модератор: Варламов А.В., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, преподаватель мед. университета им. акад. И.П. Павлова.

https://profil.mos.ru/events/event/107151

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 7:

Квест «Мозг и его тайны: знания из нейробиологии, которые вас удивят»

Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.

https://profil.mos.ru/events/event/110117

 

НАПРАВЛЕНИЕ 3. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ»

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 8:

Квест «Тайны мозга».

Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.

https://profil.mos.ru/events/event/107

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 9:

Квест «Биохимические основы психики».

Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, доктор психологических наук.

https://profil.mos.ru/events/event/107153

 

Образовательно-просветительское мероприятие № 10:

 

Практическое занятие «Физика и химия мозга»

Модератор: Докучаев Д.А., м.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН, врач-лечебник.

https://profil.mos.ru/events/event/108174

 

  1. Реализация 2-х программ проектной и исследовательской деятельности школьников.

 

ПРОГРАММА ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 «ПСИХОЛОГИЯ и ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» (24 часа)

 

Квест: Знакомство с актуальными проблемами развития науки для выбора тем проектов.

Мастер-класс: формулирование этапов и механизмов реализации проекта.

Практическое занятие 1. Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы.

Практическое занятие 2. Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы?

Практическое занятие 3. Правила оформления библиографического списка.

Практическое занятие 4. Подготовка с обучающимися тезисов проектной или исследовательской работы.

Практическое занятие 5. Правила сбора и обработки данных для научно-исследовательских проектов.

Консультации по выполнению проектной работы.

Консультации по выполнению практической части с использованием оборудования лабораторий ИП РАН.

Консультации по доработке проектов.

Консультации по вопросу представления проекта на городской научно-практической конференции.

https://profil.mos.ru/events/event/107156

https://profil.mos.ru/events/event/110129

 

 

ПРОГРАММА ВТОРОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» (24 часа)

Квест: Знакомство с актуальными проблемами развития науки для выбора тем проектов.

Мастер-класс: формулирование этапов и механизмов реализации проекта.

Практическое занятие 1. Аппаратные методы исследования мозга.

Практическое занятие 2.   Нейроны и мозг.

Практическое занятие 3. Нейродиагностика.

Практическое занятие 4.  Мозг и психика.

Практическое занятие 5. Нейроинтерфейсы. Интерфейс мозг-компьютер.

Консультации по выполнению проектной работы.

Консультации по выполнению практической части с использованием оборудования лабораторий ИП РАН.

Консультации по доработке проектов.

Консультации по вопросу представления проекта на городской научно-практической конференции.

https://profil.mos.ru/events/event/107157

https://profil.mos.ru/events/event/110128

 

Download