Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост
В рамках “Проекта Академический класс в Московской школе” (грант Департамента образования и науки города Москвы) на базе Института психологии РАН в 2022 году для учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы проводится мероприятие:
Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост
Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru
- Наименование категории:
Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления
- Наименование номинации:
Формирование и развитие компетенций для личностного и профессионального роста молодежи
- Описание содержания мероприятия и ожидаемых результатов с указанием количественных и качественных показателей
3.1. Цели и задачи проведения мероприятия, ожидаемые результаты
ЦЕЛЬ: обогащение образовательной среды обучающихся и расширение круга исследовательских интересов школьников как основа интеллектуального воспитания и социокультурного развития.
ЗАДАЧИ:
- Интеллектуальное воспитание.
- Социокультурное развитие.
Решение задач интеллектуального воспитания учащихся предполагает:
1) качественное изменение знаний, умений, навыков учеников (формирование универсальных учебных действий; готовности работать в режиме исследования, проектной деятельности, самообучения);
2) оценку индивидуальных достижений с точки зрения своеобразия индивидуальных интеллектуальных ресурсов;
3) выбор индивидуальной траектории обучения с опорой на личный опыт, включая житейские впечатления, интуитивные догадки, неявные знания;
4) усвоение не только готового знания, но и самостоятельное открытие новых знаний.
Сформированные компетенции позволят обучающимся осуществлять такие профессиональные задачи, как постановка проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады), а также личностного и профессионального роста.
В ходе данного Проекта у обучающихся сформируются уровни подготовки
1) содержательный – какой понятийный аппарат освоил обучающийся, при этом проверяется не воспроизведение знаний, а освоение фундаментальных теоретических понятий, принципов и законов;
2) контекстуальный – может ли ученик использовать знания, при решении повседневных задач в контексте реальных жизненных ситуаций;
3) процессуальный – сформированы ли интеллектуальные операции и умения, позволяющие осуществлять рассуждения и доказательства, а также устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.
Данные уровни сформируются во время интерактивных лекционных и экскурсионных занятиях, мастер-классах, в процессе самостоятельной работы слушателей.
Решение социокультурных задач предполагает сохранение и развитие культуры общества, формирование разносторонне развитого человека, воспитание планетарного сознания, развитие творческой личности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) расширение кругозора, познавательных интересов обучающихся;
2) развитие их творческих способностей и интеллектуального потенциала;
3) оптимизация позитивных и нейтрализация негативных факторов формирования личности;
4) формирование высокой культуры организации собственного свободного времени и навыков культурно-досуговой деятельности посредством научного наставничества.
К одним из основных результатов следует отнести популяризацию и внедрение достижений академической науки в образовательный процесс ГБОУ г. Москвы и жизнедеятельность учащихся, что может стать одним из факторов формирования коллективного иммунитета россиян от «промывания мозгов» и роста жизнеспособности молодежи.
3.2. Краткое описание мероприятия
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Глобальный вызов современности ставит задачу интеллектуального воспитания и социокультурного развития учащейся молодежи, способной критически мыслить и действовать нестандартно в разных жизненных ситуациях, но вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению своей собственной жизнедеятельностью и деятельностью других людей для достижения социально значимых целей. Чрезвычайно остро встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка и наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Все вышеизложенное обусловливает актуальность Проекта.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
Интеллектуальное воспитание и социокультурное развитие представляет целостный педагогический процесс, интегрирующий учебные занятия во внеурочную жизнь детей с помощью разнообразной деятельности и общение за пределами школы, влияние социально-природной и предметно-эстетической среды.
В ходе работы, обучающиеся осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.
В основе интеллектуального воспитания и социокультурного развития Проекта «Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост» лежат современные технологии, позволяющие получить позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Технологии интеллектуального воспитания и социокультурного развития включают следующие системообразующие компоненты: целеполагание, проектирование, конструирование, организационно–деятельностный компонент и контрольно–управленческий компонент. Содержанием технологий являются: передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, организация творческого дела и создание ситуации успеха.
НОВИЗНА ПРОЕКТА:
Новизной данного проекта является использование в нем коллективного творческого дела, информационно – коммуникативного (с привлечением медиа-отдела ИП РАН), применения нестандартных технологий обучения (интерактивные лекции, экскурсии, фокус-группы), вовлечение участников в организационно-деятельностные игры (ОДИ), социальное и научное проектирование, технологии научно-исследовательской деятельности, а так же личностно-ориентированной и здоровье-сберегающей технологий.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ»
- НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ:
1.1. Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН «Прошлое, настоящее и будущее психологии».
В рамках интерактивной виртуальной (ZOOM) экскурсии школьники получат возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН обозначить задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Школьники смогут задать вопросы модератору Программы и принять участие в дискуссии о путях развития психологических исследований.
Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
1.2. Интерактивная экскурсия в Мемориальный кабинет Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889 – 1960).
С.Л. Рубинштейн на основе принципа единства сознания и деятельности разработал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи. Его книги и учебники переведены на многие языки мира и продолжают издаваться и переводиться. Учащиеся смогут получить ответы на целый ряд вопросов: Почему С.Л. Рубинштейн получил образование в Марбурге и Фрайбурге? Почему вернулся в Россию, отказавшись руководить кафедрой в университете в Германии? Что делал в блокадном Ленинграде? Что сделал для Великой Победы? Как пережил сталинские репрессии? Жизненный путь выдающегося отечественного философа и психолога может выступить в качестве компаса для построения современными учащимися своего собственного жизненного пути.
Модератор: Тихомирова Светлана Витальевна, к.психол.н., лаборатория социальной и экономической психологии.
1.3. Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН.
Модератор: Харламенкова Наталья Евгеньевна, заведующая лабораторией, гл.н.с., д.психол.н.
1.4. Интерактивная экскурсия по лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова.
В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут ознакомиться с актуальными методами изучения мозговой активности, узнать о новых достижениях нейронаук, посмотреть «изнутри» на процесс приобретения нового знания.
Модератор: Апанович Владимир Викторович, н.с., к.психол.н.
1.5. Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии «Занимательная математика».
Модератор: Носуленко Валерий Николаевич, гл.н.с., д.психол.н.
1.6. Интерактивная экскурсия по лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН «Жизнеспособность молодежи в городской среде».
В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут получить ответ на вопрос, как предотвратить пресыщенность молодежи в городской среде, обсудят проблему гаджетов и жизнеспособности молодежи.
Модератор: Ларионов Иван Викторович, аспирант ИП РАН.
1.7. Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.
В рамках интерактивной экскурсии учащиеся ознакомятся с краткой историей ЭЭГ и основами съема ЭЭГ, устройством прибора, вызванными потенциалами, биологической обратной связью, интерфейсом мозг-компьютер. Экскурсия позволит учащимся принять участие в настоящем психофизиологическом эксперименте.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант ИП РАН, врач-лечебник.
1.8. Интерактивная экскурсия в психофизиологический комплекс им. Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.
В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут попробовать себя в роли ученого-исследователя, попробуют подключить электроэнцефалограф, сделать запись психофизиологических параметров, смогут познакомиться с функциональными пробами рутинной записи ЭЭГ и с интерфейсом программы для записи ЭЭГ, смогут «изнутри посмотреть» как изменяется мозговая активность при повышении способностей человека.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант ИП РАН, врач-лечебник.
- НАПРАВЛЕНИЯ СЕМИНАРОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ЛЕКЦИЙ УЧЕНЫХ
2.1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ
2.1.1. Интерактивная лекция «Эмоциональный слух человека».
В рамках интерактивной лекции учащиеся познакомятся с особенностями эмоционального восприятия речи и получат ответ на вопрос кому легче распознать обман по телефону.
Модератор: Петр Владимирович Морозов, сотрудник ИП РАН.
2.1.2. Интерактивная лекция «Духовные способности человека».
В рамках интерактивной лекции учащиеся обсудят виды духовных способностей и их роль в повышении продуктивности жизнедеятельности человека.
Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.п.н., в.н.с. ИП РАН.
2.1.3. Интерактивная лекция «Стресс и тревога».
В рамках интерактивной лекции учащиеся обсудят следующие вопросы: чем тревога отличается стресса, в чем различие между нормальной тревожностью и устойчивой личностной тревожностью, каковы последствия тревожности?
Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.
2.1.4. Интерактивная лекция «Как мы понимаем друг друга».
В рамках интерактивной лекции рассматриваются способности, которые помогают нам понимать других людей – понимание эмоций, желаний, мнений других людей, понимание недоразумений в социальных ситуациях.
Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
2.1.5. Интерактивная лекция «Социальное поведение».
В рамках интерактивной лекции обсуждаются вопросы: Какие способности помогают нам эффективно общаться друг с другом? Почему люди ведут себя по-разному в одной и той же ситуации, например, проявляют эмпатию или агрессивное поведение?
Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
2.1.6. Интерактивная лекция «Природные катастрофы и интенсивный стресс».
В рамках интерактивной лекции ведется разговор о природных явлениях и катастрофах, а также о том, как люди реагируют на них, обсуждается вопрос жизнестойкости человека.
Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.
2.1.7. Интерактивная лекция «Привлекательность лиц».
В рамках интерактивной лекции учащиеся попытаются разобраться какие лица кажутся нам привлекательными и почему. А также обсудят вопрос, имеется ли связь между красотой лица и красотой души.
Модератор: Никитина Елена Альфредовна, с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
2.2. МАСТЕР-КЛАССЫ:
2.2.1. Мастер-класс «Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках».
В рамках мастер-класса учащиеся ознакомятся с приемами саморегуляции, основанными на понимании влияния определенных положений тела на улучшение эмоционального состояния и самочувствия (снижение давления, избавление от головных болей, болей в спине и пр.). www.yoga-logos.ru
Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.психол.н., в.н.с. ИП РАН.
2.2.2. Мастер-класс «Как повысить иммунитет?»
В рамках мастер-класса будут рассмотрены возможности человека активизировать внутренние ресурсы для улучшения функционирования иммунной системы, предложены конкретные приемы управления своим физическим и психологическим здоровьем. www.yoga-logos.ru
Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.психол.н., в.н.с. ИП РАН.
2.2.3. Мастер-класс «Методы диагностики стресса и тревоги».
В рамках мастер-класса будут рассмотрены шкалы тревожности и отдельные случаи (Case Study).
Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
2.3.1. Практическая работа «Рисуночные тесты».
Рисунок как метод самовыражения и преодоления тревоги.
Модераторы: Никитина Д.А., н.с., к.п.н.
2.3.2. Практическая работа «Модель психического».
Практическая работа посвящена оценке способности распознавать эмоции и другие состояния людей по выражению глаз; понимать основные причины недоразумений в ситуации общения с другими людьми.
Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
2.3.3. Практическая работа «Социальное поведение».
В практической работе рассматриваются правила поведения в ситуациях буллинга.
Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН
2.3.4. Практическая работа «Привлекательность лиц».
Экспресс-исследование: совпадают ли оценки привлекательности. Работа с фото.
Модератор: Никитина Елена Альфредовна, с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН.
- Календарный план проведения мероприятия
1 | 2 | 3 | 11 | ||
№ | Тема/ Название мероприятия** (начинаться должно без «», внутренние «» можно) |
Дата проведения, время начала и время окончания
(для курсов – дата, время начала и время окончания первого занятия) |
Формат мероприятия (возможные варианты указаны на листе 2) |
||
1 | Привлекательность лиц | 3.02.22-16.00-17.00 | Лекция | ||
2 | Self-study “Привлекательность лиц” | 5.02.22-16.00-17.00 | Практическое занятие | ||
3 | Что такое душа? | 09.02.22-17.00-18.00 | Лекция | ||
4 | Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках | 11.02.22-17.00-18.00 | Практическое занятие | ||
5 | Эмоциональный слух человека | 14.02.22-16.00-17.00 | Лекция | ||
6 | Что такое электроэнцефалография? | 15.02.2022-17.00-18.00 | Практическое занятие | ||
7 | Электроэнцефалография и психология | 18.02.2022-17.00-18.00 | Практическое занятие | ||
8 | Как повысить иммунитет? | 21.02.2022-17.00-18.00 | Практическое занятие |
Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru
Открыта регистрация в февральской программе “Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность”
https://profil.mos.ru/events/event/90344
https://profil.mos.ru/events/event/90347
https://profil.mos.ru/events/event/90346
https://profil.mos.ru/events/event/90348
https://profil.mos.ru/events/event/90349
https://profil.mos.ru/events/event/90350
https://profil.mos.ru/events/event/90351
https://profil.mos.ru/events/event/90352
https://profil.mos.ru/events/event/90353
https://profil.mos.ru/events/event/90354
Download