17 Янв 2022

Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность

В рамках “Проекта Академический класс в Московской школе” (грант Департамента образования и науки города Москвы) на базе Института психологии РАН в 2022 году для учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы проводится мероприятие:

Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность

Куратор – Докучаев Денис Александрович dokuchaevda@ipran.ru

Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru

Описание мероприятия на сайте profil.mos.ru

  1. Наименование категории:

Сопровождение и реализация программ дополнительного образования обучающихся, в том числе на базе центров технологической поддержки образования

  1. Наименование номинации:

Развитие системы дополнительного образования по различным профилям для обучающихся московских школ

  1. Описание содержания мероприятия и ожидаемых результатов с указанием количественных и качественных показателей

3.1.   Цели и задачи проведения мероприятия

Стимулирование учащихся общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности, позволяющие в турбулентном и непредсказуемом мире выявлять основные тренды и скрытые закономерности развития общества и имплементировать их в свою жизнедеятельность как для адекватного построения профессионального пути, так и для повышения благополучия общества.

Задачи:

  1. Сформировать базовые компетенции научно-исследовательской деятельности.
  2. Сформировать компетенции поиска научной информации в электронных библиотеках (e-library, Reference managers, Web of Science).
  3. Ознакомить с основами методов когнитивных исследований в виртуальной среде (google forms и регистрация биоэлектрических потенциалов).
  4. Сформировать представление о возможностях Big Data Analysis для планирования и построения профессионального пути.

3.2.   Краткое описание мероприятия

Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности. Особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления как мощного фактора формирования иммунитета школьников от «промывания мозгов», что является принципиально важным моментом в условиях пандемии и беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию; навыков самопознания для построения психологического профиля и оптимальной профессиональной траектории.

Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, научные заседания лабораторий, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференциях.

Формы, методы и технологии: экскурсии, интерактивные лекции, практические занятия в виртуальной среде, дискуссии, мастер-классы, тренинги, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов (Волкова), технология интеллектуального воспитания (Холодная, Гельфман), технология развивающей диагностики и построения оптимальной профессиональной траектории (Волкова, Холодная).

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

1 этап. Знакомство с Институтом психологии РАН (форма организации – экскурсии по лабораториям):

1.1    Экскурсия «Тайны мозга» по лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН.

1.2    Экскурсия «Нескучная математика» по лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии ИП РАН.

1.3    Экскурсия «Прошлое, настоящее и будущее психологи» по музею «Рабочий кабинет С.Л. Рубинштейна» – выдающегося философа и психолога.

2 этап. Интерактивные лекции, мастер-классы и практические занятия:

2.1. Лекция «Когнитивные науки и виртуальная реальность». – 1 час.

2.2. Лекция «Современные электронные базы научной информации и поисковые системы». – 1 час.

2.3. Лекция «Что такое Big Data Analysis?». – 1 час.

3 этап. Практические занятия.

3.1. Виртуальный групповой квест: найди заданную информацию, оцени ее достоверность и актуальность. – 1 час.

3.2. Экспресс-диагностика индивидуальных ментальных ресурсов. – 2 часа.

3.3. Построение психологического профиля с использованием программы Excel на основе экспресс-диагностики. – 2 часа.

3.4. Позитивная интерпретация психологического профиля и построение оптимальной образовательной и профессиональной траектории. – 2 часа.

3.5. Создание «Google-forms» психологических тестов. – 2 часа.

3.6. Основы работы с психофизиологическим оборудованием (электроэнцефалограф) – 2 часа.

3.7. Анализ данных с помощью программа Excel и SPSS. – 1 час.

  1. Итоговое мероприятие: Конкурс планов исследовательских проектов.

Рекомендуемая тематика исследовательских проектов (но возможны и другие темы проектов):

  1. Представления о пандемии в разных группах респондентов.
  2. Представления о вакцинации в разных группах респондентов.
  3. Сравнительный анализ представлений об энергии и веществе.
  4. Стресс и совладание с трудной жизненной ситуацией.
  5. Сравнительный анализ представлений о ресурсах, резервах и потенциалах.
  6. Представления о семье у респондентов с разными темпераментальными особенностями.
  7. Представление о работе у респондентов с разными особенностями личности.
  8. ЭЭГ маркеры когнитивных способностей.
  9. ЭЭГ маркеры химических способностей.
  10. ЭЭГ маркеры когнитивных стилей.

Критерии оценки:

  1. Обоснование актуальности темы исследования.
  2. Адекватность подбора информационных источников для литературного обзора.
  3. Формулировка объекта исследования.
  4. Формулировка предмета исследования.
  5. Предполагаемая выборка исследования (количественная и качественная характеристика).
  6. Предполагаемые материалы и методы исследования.
  7. Предполагаемые результаты.
  8. Обсуждение предполагаемых результатов (со ссылками на источники).
  9. Защита исследовательских проектов: II Конференция школьников по психологии «Молодежный стартап: когнитивные науки и виртуальная реальность», Москва, ИП РАН, 29 августа 2022.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.

По окончании программы учащимся будет выдан Сертификат участника программы ИП РАН.

Download