Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность
В рамках “Проекта Академический класс в Московской школе” (грант Департамента образования и науки города Москвы) на базе Института психологии РАН в 2022 году для учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы проводится мероприятие:
Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность
Куратор – Докучаев Денис Александрович dokuchaevda@ipran.ru
Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru
Описание мероприятия на сайте profil.mos.ru
- Наименование категории:
Сопровождение и реализация программ дополнительного образования обучающихся, в том числе на базе центров технологической поддержки образования
- Наименование номинации:
Развитие системы дополнительного образования по различным профилям для обучающихся московских школ
- Описание содержания мероприятия и ожидаемых результатов с указанием количественных и качественных показателей
3.1. Цели и задачи проведения мероприятия
Стимулирование учащихся общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности, позволяющие в турбулентном и непредсказуемом мире выявлять основные тренды и скрытые закономерности развития общества и имплементировать их в свою жизнедеятельность как для адекватного построения профессионального пути, так и для повышения благополучия общества.
Задачи:
- Сформировать базовые компетенции научно-исследовательской деятельности.
- Сформировать компетенции поиска научной информации в электронных библиотеках (e-library, Reference managers, Web of Science).
- Ознакомить с основами методов когнитивных исследований в виртуальной среде (google forms и регистрация биоэлектрических потенциалов).
- Сформировать представление о возможностях Big Data Analysis для планирования и построения профессионального пути.
3.2. Краткое описание мероприятия
Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности. Особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления как мощного фактора формирования иммунитета школьников от «промывания мозгов», что является принципиально важным моментом в условиях пандемии и беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию; навыков самопознания для построения психологического профиля и оптимальной профессиональной траектории.
Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, научные заседания лабораторий, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференциях.
Формы, методы и технологии: экскурсии, интерактивные лекции, практические занятия в виртуальной среде, дискуссии, мастер-классы, тренинги, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов (Волкова), технология интеллектуального воспитания (Холодная, Гельфман), технология развивающей диагностики и построения оптимальной профессиональной траектории (Волкова, Холодная).
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
1 этап. Знакомство с Институтом психологии РАН (форма организации – экскурсии по лабораториям):
1.1 Экскурсия «Тайны мозга» по лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова ИП РАН.
1.2 Экскурсия «Нескучная математика» по лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии ИП РАН.
1.3 Экскурсия «Прошлое, настоящее и будущее психологи» по музею «Рабочий кабинет С.Л. Рубинштейна» – выдающегося философа и психолога.
2 этап. Интерактивные лекции, мастер-классы и практические занятия:
2.1. Лекция «Когнитивные науки и виртуальная реальность». – 1 час.
2.2. Лекция «Современные электронные базы научной информации и поисковые системы». – 1 час.
2.3. Лекция «Что такое Big Data Analysis?». – 1 час.
3 этап. Практические занятия.
3.1. Виртуальный групповой квест: найди заданную информацию, оцени ее достоверность и актуальность. – 1 час.
3.2. Экспресс-диагностика индивидуальных ментальных ресурсов. – 2 часа.
3.3. Построение психологического профиля с использованием программы Excel на основе экспресс-диагностики. – 2 часа.
3.4. Позитивная интерпретация психологического профиля и построение оптимальной образовательной и профессиональной траектории. – 2 часа.
3.5. Создание «Google-forms» психологических тестов. – 2 часа.
3.6. Основы работы с психофизиологическим оборудованием (электроэнцефалограф) – 2 часа.
3.7. Анализ данных с помощью программа Excel и SPSS. – 1 час.
- Итоговое мероприятие: Конкурс планов исследовательских проектов.
Рекомендуемая тематика исследовательских проектов (но возможны и другие темы проектов):
- Представления о пандемии в разных группах респондентов.
- Представления о вакцинации в разных группах респондентов.
- Сравнительный анализ представлений об энергии и веществе.
- Стресс и совладание с трудной жизненной ситуацией.
- Сравнительный анализ представлений о ресурсах, резервах и потенциалах.
- Представления о семье у респондентов с разными темпераментальными особенностями.
- Представление о работе у респондентов с разными особенностями личности.
- ЭЭГ маркеры когнитивных способностей.
- ЭЭГ маркеры химических способностей.
- ЭЭГ маркеры когнитивных стилей.
Критерии оценки:
- Обоснование актуальности темы исследования.
- Адекватность подбора информационных источников для литературного обзора.
- Формулировка объекта исследования.
- Формулировка предмета исследования.
- Предполагаемая выборка исследования (количественная и качественная характеристика).
- Предполагаемые материалы и методы исследования.
- Предполагаемые результаты.
- Обсуждение предполагаемых результатов (со ссылками на источники).
- Защита исследовательских проектов: II Конференция школьников по психологии «Молодежный стартап: когнитивные науки и виртуальная реальность», Москва, ИП РАН, 29 августа 2022.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.
По окончании программы учащимся будет выдан Сертификат участника программы ИП РАН.
Download