Сепарационная тревога в структуре профиля тревожности взрослого субъекта

Научный руководитель:
Агишева Анастасия Андреевна, м.н.с.

Планируемое исследование посвящено изучению специфики профилей тревожности взрослых субъектов в связи с характером их привязанности и переживанием сепарационной динамики.

Предполагается эмпирическая проверка психоаналитической гипотезы о симбиотической природе фобического компонента  тревоги с учетом коморбидной психопатологической симптоматики. Дизайн исследования позволит  косвенно рассмотреть возможные паттерны формирования привязанности во взрослом возрасте в связи с уровнем сепарационной тревоги субъекта.

Методический инструментарий:

  • Опросник сепарационной тревоги взрослых (ASA-27)
  • Опросник взрослой привязанности (AAI)
  • Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90)
  • Я-структурный  тест Аммона (ISTA)

Требуется:

провести набор данных (n=110), возрастной и гендерный состав участников по предварительном у согласованию. Обработать и описать полученные результаты, описать выборку, методический инструментарий и процедуру проведения исследования

Журналы для публикаций:

Клиническая и специальная психология или Консультативна я психология и психотерапия

Психологические последствия переживания невидимых информационных угроз

Научный руководитель:
Быховец Юлия Васильевна, кпсхн., ст.н.с.

Целью предстоящей работы является эмпирическое исследование психологических последствий переживания невидимых информационных угроз.

В фокусе внимания исследователя находятся четыре группы невидимых информационных угроз (радиационная и вирусная, угроза опасного для жизни заболевания, террористическая угроза для косвенных жертв, эмоциональное насилие), которые рассматриваются нами как травматические стрессоры.

Предстоит работа по качественному анализу и описанию психологических особенностей воздействия каждого вида угроз, описанию психопатологического статуса широких слоев населения при столкновении с данными угрозами.

Требования к соискателю:

Студент должен иметь навыки самостоятельного планирования и проведения исследования, владеть статистическими методами обработки данных. Также необходимы знания клинической и возрастной психологии.

Журналы для публикаций:

Психологический журнал

Эмоциональный интеллект как фактор посттравматического роста в условиях релокации

Научный руководитель:
Ветрова Ирина Игоревна, кпсхн, н.с.

Целью предстоящей работы является эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в адаптации после смены места жительства.

Предполагается, что эмоциональный интеллект будет связан с явлением посттравматического роста и более успешной адаптацией после релокации.

Отдельно будет оцениваться степень травматизации при смене места жительства в зависимости от уровня эмоционального интеллекта релокантов.

Требования к соискателю:

Студент должен иметь навыки самостоятельного планирования и проведения исследования, владеть статистическим и методами обработки данных. Также необходимы знания клинической и возрастной психологии.

Журналы для публикаций:

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика

Особенности развития эмоционального интеллекта в рамках специализированного образования

Научный руководитель:
Ветрова Ирина Игоревна, к.психол.н, н.с.

Целью предстоящей работы является эмпирическое исследование динамики развития эмоционального интеллекта как способности и его составляющих в рамках различных видов обучения – тренингов, общеобразовательных курсов и т.д.

Сопоставление условий и эффективности обучения позволит выявить значимые факторы развития эмоционального интеллекта методами обучения.

Требования к соискателю:

Студент должен иметь навыки самостоятельного планирования и проведения исследования, владеть статистическим и методами обработки данных. Также необходимы знания возрастной и педагогической психологии.

Журналы для публикаций:

Психологическая наука и образование

Психологические факторы отношения личности к рекомендациям искусственного интеллекта в области противодействия финансовому мошенничеству

Научный руководитель:
Нестик Тимофей Александрович - д.психол.н.

Цель эмпирического исследования состоит в том, чтобы изучить связь готовности клиентов банков следовать рекомендациям искусственного интеллекта в области финансовой культуры и защиты от финансового мошенничества с социально-психологическими характеристиками личности.

Требования к соискателю:

чтение научной литературы на английском языке, владение анализом значимых различий, регрессионным анализом; приветствуется владение структурным моделированием.

Журналы для публикаций:

Результаты исследования планируется в соавторстве опубликовать в одном из ведущих российских журналов по социальным наукам, входящих в список RSCI.

Диахроническая интегрированность Я-концепции в процессе адаптации к вызовам поздней зрелости

Научный руководитель:
Нуркова Вероника Валерьевна - д. психол. н, н.с.

В рамках серии эмпирических исследований предполагается изучить взаимосвязь между тенденцией к конструированию диахронической Я-концепции (проявляющейся в феномене ностальгичности по отношению к репрезентируемым автобиографической памятью периодам максимальной манифестации «вершинных» личностных качеств), психологическим благополучием и тревожностью по отношению к старению (ageing anxiety).

Юный человек проживает свою жизнь по формуле «прошлое и настоящее ради будущего». В возрасте поздней зрелости время будущего неумолимо иссякает. Какая судьба ожидает в данной ситуации приобретенный за долгие годы «багаж воспоминаний»?  Прошлое может субъективно обесцениться, а человек погрузиться в беспрестанно обновляющееся настоящее, жить «одним днем». Но возможно и обратное: поворот к своему опыту как источнику создания целостной истории уникальной жизни, аутентичный смысл которой обладает автономной, не сводящейся к прикладным задачам ценностью. Согласно основной идее исследования, психологической характеристикой личности, отражающей оптимальный контакт между образами «Я – в прошлом» и «Я – в настоящем» является ностальгичность. Ностальгирующий человек, с одной стороны, грустит о завершившемся периоде прошлого, в котором он располагал теми качествами и отношениями, которые теперь утратил, но, с другой стороны, виртуально включает их в свою актуальную Я-концепцию, что служит буфером против стресса «иссякающего времени».

Требования к соискателю:

высокая познавательная мотивация; способность к планомерной работе в рамках проекта; высокие коммуникативные компетенции; доступ к пулу респондентов возраста 45 – 60 лет (150 человек).

Журналы для публикаций:

Psychology and Aging (published by APA), Aging, Neuropsychology, and Cognition (published by Taylor and Francis Ltd.), Experimental Aging Research (published by Taylor and Francis Ltd.), Психологический журнал

Субъективные факторы психологического благополучия людей позднего онтогенеза

Научный руководитель: Павлова Надежда Сергеевна, кпсхн, н.с.

Актуальность исследования обусловлена глобальной проблемой демографического старания населения.

Несмотря на активную разработку проблемы предикторов психологического благополучия в разные возрастные периоды, современные исследования недооценивают значимость вклада внутренней картины мира человека в достижение и сохранение удовлетворенности жизнью. Мы полагаем, что в позднем онтогенезе наблюдается реорганизация ментальных ресурсов личности и субъекта, что проявляется в психологическом благополучии и субъективной оценке качества жизни и здоровья. Целью НИР является изучение особенностей субъектных и личностных характеристик как факторов психологического благополучия людей позднего возраста, имеющих различное объективное состояние здоровья (наличие или отсутствие инвалидности, хронических заболеваний).

Требования к соискателю:

К участию в исследовании приглашаются студенты старших курсов бакалавриата, магистранты, заинтересованные в проведении НИР по заявленной теме, умеющие организовать и провести сбор эмпирического материала.

Журналы для публикаций:

Вестник Пермского государственного университета

Процессы сравнения и индивидуально-психологические характеристики человека

Научный руководитель: Самойленко Елена Станиславовна, д.психол.н.

Исследование будет состоять из аналитической и эмпирической частей.

Аналитический обзор касается когнитивных моделей и концепций сравнения, и прежде всего, тех, которые разработаны в современной психологии за последнее десятилетие, а также методических процедур, предложенных для анализа выраженности познавательной потребности.

Эмпирическое исследование направлено на исследование связи предпочитаемых стратегий сравнения объектов с выраженностью когнитивного стиля «аналитичность/холистичность», склонности к тематической/таксономической интеграции объектов (Simmons, Estes, 2008) и познавательной потребности.

В качестве стимульного материала, предлагаемого для сравнения, будут использованы экологически валидные физические и социальные объекты окружающего мира. Стратегии сравнения объектов будут выделяться с помощью количественно-качественной процедуры анализа вербализаций сходства и различия объектов (Носуленко, 2021; Самойленко, 2010).

Требования к соискателю:

владение навыками проведения мета-анализа научной литературы, знание английского языка, знание процедур статистической обработки данных.

Журналы для публикаций:

Психологический журнал, Экспериментальная психология, Познание и переживание.

Природные катастрофы: особенности переживания и совладания

Научный руководитель:
Харламенкова Наталья Евгеньевна, д.псхн

Основная задача исследования – подготовить обзор литературы по заявленной теме и провести эмпирическое исследование на выборке респондентов, проживающих в регионах с высоким риском наводнений или повышенной сейсмической активностью

Требования к соискателю:

Свободное чтение литературы на английском и др. языках. Умение теоретически обосновывать проблему исследования, планировать и проводить эмпирическое исследования, статистически обрабатывать результаты. Умение излагать данные исследования в виде связанного по смыслу текста.

Журналы для публикаций:

Экспериментальная психология

Социально-психологические факторы досуговой активности подростков

Научный руководитель: Воробьева Анастасия Евгеньевна - к.психол.н.

Цель исследования: анализ социально-психологических, личностных и социетальных факторов досуговой активности подростков, выявление психологических типов досуговой активности, разработка рекомендаций для формирования просоциального отношения к досуговой активности у подростков.

Журналы для публикации

Результаты исследования планируется в соавторстве опубликовать в одном из ведущих российских журналов по социальным наукам, входящих в список RSCI.

Требования к соискателю

Наличие доступа к респондентам подросткового возраста (сотрудничество со школами, колледжами, образовательными центрами, волонтерскими центрами и т.п.), чтение научной литературы на английском языке, владение кластерным, корреляционным, факторным анализом.

Социально-психологические факторы отношения детей к морально спорным явлениям в сфере новых технологий

Научный руководитель: Воробьева Анастасия Евгеньевна - к.психол.н.

Цель исследования: выявление психологических типов отношения к морально спорным явлениям у детей, анализ системы социально-психологических факторов отношения детей к новым технологиям, разработка рекомендаций для улучшения программ экологического воспитания детей, профилактики зоосадизма, формирования рационального и адекватного представления о возможностях и ограничениях новых технологий.

Журналы для публикации

Результаты исследования планируется в соавторстве опубликовать в одном из ведущих российских журналов по социальным наукам, входящих в список RSCI.

Требования к соискателю

Наличие доступа к респондентам детского и подросткового возраста (сотрудничество со школами, интернатами, колледжами, образовательными центрами, волонтерскими центрами и т.п.), чтение научной литературы на английском языке, владение кластерным, корреляционным, факторным анализом.

Созависимость и когнитивно-коммуникативные процессы

Научный руководитель: Артёмцева Наталья Георгиевна - доктор психологических наук

Несмотря на возросший в последнее время интерес к психологическим особенностям участников взаимодействия в процессе общения, изучение того, как отражается состояние созависимости субъекта общения на протекании познавательных процессов во взаимодействии со значимыми другими, все еще недостаточно.

В исследованиях в рамках этой темы поставлена цель изучить, связано ли протекание таких психических процессов как память, внимание, мышление и адекватность восприятия некоторых характеристик человека по лицу и внешности с профилем созависимости участников межличностной коммуникации.

В рамках широкого понимания созависимости как состояния, которое проявляется поглощенностью проблемами значимого другого, предполагается обращение к такому конструкту как когнитивный стиль, который рассматривается как характеристика способа познавательной деятельности, как личностный фактор регуляции познания, стиль мышления и т. д.

В исследованиях будут изучены взаимосвязи созависимости с выраженностью когнитивных стилей «полезависимость-поленезависимость» и «аналитичность- холистичность», а также предпочитаемого способа мышления.

Созависимость будет измеряться с помощью опросника “Профиль созависимости” (Артемцева Н.Г.). Когнитивные стили будут измеряться с помощью опросника ТСОВ-4 (Селиванов, Осокина, 2015) и опросника AHS (адапт. на русск. выборке Апановича, Знаков, Александров, 2017); будет также использован опросник InQ, (Harrison, Brainson, 1984), адапт. Алексеев, Громова,1993.

Требования к соискателю

знание методов статистической обработки данных.

Журналы для публикации

Психологический журнал, Экспериментальная психология, Познание и переживание.