Ментальная арифметика: анализ влияния на когнитивные способности
Научный руководитель:
Валуева Екатерина Александровна, кандидат психологических наук
Ментальная арифметика – это методика устных вычислений, основанная на работе с воображаемыми счетами (абакусом). Этот метод получил широкую популярность и активно продвигается образовательными центрами и курсами, которые утверждают, что занятия ментальной арифметикой способствует развитию когнитивных функций (память, внимание и даже интеллект). Маркетинг таких курсов очень эффективен, многие родители верят, что занятия ментальной арифметикой очень полезно для будущего их детей.
Однако научное обоснование подобных утверждений часто оказывается неопределенным. Проект предполагает поиск и систематизацию научных статей, посвященных изучению когнитивных эффектов занятия ментальной арифметикой. В случае наличия достаточного объема данных возможен метаанализ для количественной оценки влияния занятий ментальной арифметикой на когнитивное развитие.
Требования к соискателю:
Знание английского языка, умение пользоваться базами данных для поиска научных работ, базовое понимание принципов построения экспериментальных исследований и статистических методов.
Журналы для публикаций:
Планируется публикация в журналах списка ВАК.
Обзорно-аналитическое изучение литературы с выходом на разработку программ экспериментальных исследований по темам: «Принятие решения – ключевое звено психической деятельности»
Научный руководитель:
Скотникова Ирина Григорьевна - доктор психологических наук
Разработка программы экспериментального исследования по оценке в когнитивных задачах с неопределенностью роли цен решений (премий за верные решения и штрафов за ошибки) для лиц, относящихся к четырем разным полюсам по параметру импульсивности (Холодная, 2004).
«Бессознательные компоненты принятия решения»
Изучение четырех томов материалов Международного симпозиума по проблеме бессознательного (Тбилиси, 1979) и современных работ по проблеме бессознательных компонентов (и их мозговых механизмов) принятия решения.
Разработка программы экспериментального исследования осознаваемых и неосознаваемых феноменов в процессе принятия решения в когнитивных задачах с неопределенностью.
Требования к соискателю:
Умение и любовь к работе с литературой, владение инструментами поиска научной информации онлайн и оффлайн. Желательна возможность для студентов участвовать в полевом экспериментальном исследовании на Ладожском озере летом 2025 г.
Журналы для публикаций:
Планируется публикация в журналах списка ВАК.
Обзорно-аналитические исследования по теме «Когнитивные процессы и функциональная асимметрия мозга»
Научный руководитель:
Скотникова Ирина Григорьевна - доктор психологических наук (совместно с Толмачевой Е.А.)
Следующий этап характеризовался осознанием роли правого полушария в невербальных процессах и возникновением концепции функциональной специализации, различий в регуляции функций и стилях переработки информации, свойственных каждому полушарию. В меньшей степени было изучено межполушарное взаимодействие, хотя именно оно характеризует деятельность мозга как целого. Известно, что уже психиатры второй половины XIX века указывали на значение в происхождении психических заболеваний нарушений совместной деятельности мозга. На современном этапе в отечественной психологии проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия разрабатывается с позиций теории системной динамической локализации (организации) высших психических функций, сформированный в научной школе Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Согласно данной теории мозг работает как парный орган и системный характер мозговой организации психической деятельности состоит в дифференцированном участии разных мозговых образований и обоих полушарий в осуществлении психических функций. Таким образом, и левая, и правая гемисферы участвуют в обеспечении психических функций, но это участие имеет специфический характер. Существуют разные профили латеральной организации, которые отличаются стратегиями переработки информации и регуляции функций.
Цель данной работы:
- провести обзорно-аналитическое исследование основных проявлений функциональной асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека;
- рассмотреть основные этапы процесса формирования межполушарного взаимодействия и функциональной асимметрии полушарий в сопоставлении с данными об электрофизиологическом созревании мозга и формированием когнитивных процессов в постнатальном онтогенезе нервной системы и мозга у детей.
Требования к соискателю:
Умение и любовь к работе с литературой, владение инструментами поиска научной информации онлайн и оффлайн
Журналы для публикаций:
Планируется публикация статей в журналах из списка ВАК
Процессы сравнения и индивидуально-психологические характеристики человека
Научный руководитель:
Самойленко Елена Станиславовна, д.психол.н.
Аналитический обзор касается когнитивных моделей и концепций сравнения, и прежде всего, тех, которые разработаны в современной психологии за последнее десятилетие, а также методических процедур, предложенных для анализа выраженности познавательной потребности.
Эмпирическое исследование направлено на исследование связи предпочитаемых стратегий сравнения объектов с выраженностью когнитивного стиля «аналитичность/холистичность», склонности к тематической/таксономической интеграции объектов (Simmons, Estes, 2008) и познавательной потребности.
В качестве стимульного материала, предлагаемого для сравнения, будут использованы экологически валидные физические и социальные объекты окружающего мира. Стратегии сравнения объектов будут выделяться с помощью количественно-качественной процедуры анализа вербализаций сходства и различия объектов (Носуленко, 2021; Самойленко, 2010).
Требования к соискателю:
владение навыками проведения мета-анализа научной литературы, знание английского языка, знание процедур статистической обработки данных.
Журналы для публикаций:
Психологический журнал, Экспериментальная психология, Познание и переживание.
Природные катастрофы: особенности переживания и совладания
Научный руководитель:
Харламенкова Наталья Евгеньевна, д.псхн
Основная задача исследования – подготовить обзор литературы по заявленной теме и провести эмпирическое исследование на выборке респондентов, проживающих в регионах с высоким риском наводнений или повышенной сейсмической активностью
Требования к соискателю:
Свободное чтение литературы на английском и др. языках. Умение теоретически обосновывать проблему исследования, планировать и проводить эмпирическое исследования, статистически обрабатывать результаты. Умение излагать данные исследования в виде связанного по смыслу текста.
Журналы для публикаций:
Экспериментальная психология