ПРОГРАММА I
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИЙ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН
1.1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ в лабораториях с целью выбора учащимися направления для выполнения исследований:
Занятие 1. Что изучает психология? Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН для выявления области интересов исследования 24.09.2020. 16.00 -17.30
http://profil.mos.ru/events/event/54853
В рамках интерактивной виртуальной (ZOOM) экскурсии школьники получили возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН показаны задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Школьники задавали вопросы модераторам Программы, приняли участие в дискуссии о путях развития психологических исследований.
Модератор: Костригин Артем Андреевич , к.психол.н., лаборатория истории психологии и исторической психологии
Занятие 2. Чем психологические исследования отличаются от других видов исследований? 01.10.2020 в 16.00:17.30
http://profil.mos.ru/events/event/55179
В рамках интерактивного виртуального квеста (ZOOM) школьники получили представление о специфике психологического исследования по сравнению с исследованиями в других отраслях научных знаний, смогли задать вопросы модераторам и принять участие в дискуссии об этике психологического исследования. Интерактивный квест помог школьникам осознать особенности выполнения исследовательских проектов в психологии и соотнести свои возможности с предполагаемой темой исследования.
Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Занятие 3. Как научиться задавать умные вопросы? 08.10.2020 в 16.00:16.40
http://profil.mos.ru/events/event/55187
В рамках интерактивного тренинга (ZOOM) школьники получили представление о том, чем умные вопросы отличаются от глупых и какие бывают виды вопросов. Школьники имели возможность потренироваться задавать разные виды вопросов модераторам Программы по теме проекта своего исследования.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов
Занятие 4. Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы? 22.10.2020 16.00-17.30
Широкое распространение сети Интернет создает иллюзию доступности любой, в том числе научной, информации. Действительно, набрав в поисковой строке фамилию того или иного ученого мы тут же сможем узнать его биографию, а также ознакомиться со списком основных трудов. Но достаточно ли этого, чтобы считать себя специалистом? Как искать научную информацию? Какие существуют специализированные ресурсы? Как оценить качество найденной информации? И самое главное: как не потерять критическое отношение к получаемой информации? Для ответа на поставленные вопросы были рассмотрены специализированные базы, в которых собирается информация о статьях (Web of Science, Scopus, РИНЦ). Обсудили проблему поиска полных текстов статей, основных критериев научной литературы и их интерпретации. Участники встречи научились искать статьи и журналы по заданной тематике и определять популярность того или иного направления в современной науке и многое другое.
Модератор: Зуев Константин Борисович, начальник отдела ИП РАН по связям с общественностью К.Б. Зуев
Занятие 5. Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках. 02.11.2020 17:00-18:00
http://profil.mos.ru/events/event/60130
В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с приемами саморегуляции, основанными на понимании влияния определенных положений тела на улучшение эмоционального состояния и самочувствия (снижение давления, избавление от головных болей, болей в спине и пр.); что показало возможность управления своим физическим и психологическим здоровьем. www.yoga-logos.ru
Модератор: Ожиганова Галина Валентиновна, с.н.с., кандидат психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов
1.2. ТЕМАТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Организационное занятие 1. Выбор лаборатории для подготовки проекта, определение области исследования, назначение руководителя, первичная постановка проблемы. 08.10.2020 в 16.45:17.30
http://profil.mos.ru/events/event/55190
В рамках интерактивного организационного занятия (ZOOM) школьники получили возможность задать вопросы по предлагаемой проблеме исследования научным руководителям соответствующих направлений и определиться с областью психологического исследования для разработки исследовательского проекта.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов.
Организационное занятие 2. Выбор лаборатории для подготовки проекта, определение области исследования, назначение руководителя, первичная постановка проблемы. 15.10.2020 в 16.00:17.30
В рамках интерактивного практического занятия (ZOOM) школьники получили возможность задать вопросы по предлагаемой проблеме исследования научным руководителям соответствующих направлений и определиться с областью психологического исследования для разработки исследовательского проекта.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов.
1.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА БАЗЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Практическое занятие 1. Что такое ЭЭГ? 29.10.2020 18:15-19:15
http://profil.mos.ru/events/event/60131
В рамках практического занятия учащиеся ознакомились с краткой историей ЭЭГ и основами съема ЭЭГ, устройством прибора, вызванными потенциалами, биологической обратной связью, интерфейсом мозг-компьютер.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Практическое занятие 2. Устройство ЭЭГ прибора. Принцип записи. Функциональные пробы. 05.11.2020 18:20 – 19:20
http://profil.mos.ru/events/event/61443
В рамках практического занятия школьники получили возможность научиться записывать ЭЭГ, а также смогли познакомиться с функциональными пробами рутинной записи ЭЭГ, с интерфейсом программы для записи ЭЭГ.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Практическое занятие 3. Работа с ЭЭГ-прибором. ЭЭГ в психологии. Психофизиологический эксперимент. 09.11.2020 18:20 – 19:20
http://profil.mos.ru/events/event/61486
Участники занятия познакомятся с применением ЭЭГ в психологии, получат навыки проведения психофизиологического эксперимента, а также познакомятся с записью ЭЭГ во время прохождения тестирования/просмотра лекции.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Практическое занятие 4. Обработка ЭЭГ сигнала. Рутинный, программный и математический анализ данных ЭЭГ.
http://profil.mos.ru/events/event/61488
Слушатели смогли научиться искать и удалять артефакты, проводить другие манипуляции с сигналом в программе обработки, а также познакомились с визуальным и математическим анализом ЭЭГ-сигнала. Слушатели познакомились с такими методами обработки ЭЭГ как межполушарная асимметрия, перевод графического изображение сигнала ЭЭГ в цифровые значения амплитуды, картирование ЭЭГ сигнала и др.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов, врач-лечебник.
Практическое занятие 5. Сверхмедленная активность.
http://profil.mos.ru/events/event/61490
Слушатели узнали, что такое сверхмедленная активность и каков ее физиологический (биологический) смысл. Слушатели ознакомились с основами записи СМА в состоянии пассивного и активного бодрствования, во время когнитивной нагрузки, основами обработки и расшифровки сигналов сверхмедленной активности.
Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, врач-лечебник.
Практическое занятие 6. Как обработать полученные результаты? 21.11.2020 14:00-15:20
http://profil.mos.ru/events/event/62459
Слушатели ознакомились с основами разработки плана экспериментального исследования, определения зависимых и независимых переменных, «переменную-модератор», определения и операционализаии внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную.
Модератор: Сипягина Янина Михайловна, ассоциированный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Практическое занятие 7. Excel или SPSS? 28.11.2020 13:00-14:20
http://profil.mos.ru/events/event/62466
http://profil.mos.ru/events/event/63659
В рамках практического занятия слушатели ознакомились с основами подготовки и обработки данных психологического исследования при помощи стандартных статистических программ.
Модератор: Сипягина Янина Михайловна, ассоциированный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Практическое занятие 8. Создание компьютерных презентаций с помощью PowerPoint. 5.12.2020 14:00-15:20
http://profil.mos.ru/events/event/62472
В рамках практического занятия слушатели ознакомились с основами подготовки доклада и презентации по результатам исследования, обсудили структуру доклада, вопросы искусства презентации научных данных.
Модератор: Сипягина Янина Михайловна, ассоциированный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Практическое занятие 9. Техника творческого реагирования на критику. 10.12.2020 18:00-19:20
http://profil.mos.ru/events/event/63662
В рамках практического занятия слушатели разбирали различные виды реагирования на критику, ознакомились с приемами творческого реагирования на критику и оценили их эффективность в зависимости от конкретного контекста.
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина.
Практическое занятие 10. Предзащита научных проектов школьников на конференции молодых ученых ИП РАН. 12.12.2020 13:00-16:00
Уважаемые коллеги, учителя и школьники!
В целях проверки готовности школьников к участию в конференции «МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» 12.12.2020 с 13:00-16:00 состоится предзащита проектов. Школьники смогут потренироваться подключать свои презентации, выступать с докладом, отвечать на вопросы по теме проекта.
Участникам мероприятия необходимо зарегистрироваться на портале http://profil.mos.ru/events/event/63657
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
1.4. ПОДГОТОВКА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТЕЗИСОВ ПРОЕКТНОЙ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
http://profil.mos.ru/events/event/62470
Занятие 1. Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы. 03.12.2020 19:00-20:30
В рамках практического занятия слушатели ознакомились с основами подготовки реферата по результатам исследования, видов и структурой текстов научных публикаций, правилами оформления библиографии.
Модератор: Колбенева Марина Геннадьевна, к.психол.н., лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
1.5. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Уважаемые коллеги, учителя и школьники! Участникам конференции «МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» необходимо до 12.00 13.12.2020 предоставить свои рефераты на рецензирование по электронному адресу:
Модератор: Волкова Наталья Эдуардовна, мл.н.с., аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
1.6. КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
Уважаемые коллеги, учителя и школьники!
14.12.2020 17:00-20:00 впервые в истории Института психологии Российской академии наук состоится презентация научных проектов школьников по результатам исследований, проведенных на базе лабораторий ИП РАН.
Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться на портале http://profil.mos.ru/events/event/63664
Модератор: Волкова Елена Вениаминовна, гл.н.с., д.психол.н., лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина