Основатель школы
Выдающийся отечественный психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), первый среди советских психологов член-корреспондент АН СССР (1943 г.).
Основные вехи жизненного пути С.Л. Рубинштейна
Учился в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию: “Eine Studie zum Problem der Method”. С 1919 – доцент, с 1921 – профессор кафедры философии и психологии Новороссийского университета (Одесса). С 1922 по 1930г. – директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 – зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.
За труд «Основы общей психологии» (1940) С.Л. Рубинштейн был удостоен Сталинской премии (1942).
В 1942 г. Рубинштейн создает кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и остается заведующим этой кафедрой до 1949 г. С 1942 по 1945 гг. он также директор Института психологии АПН РСФСР.
Начало академической психологии можно датировать 1945 годом, когда Сергей Леонидович Рубинштейн создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР. Этот сектор он возглавлял до 1949 года, и затем – с 1956 по 1960 гг.
С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике (1922 г.), названного им «принцип творческой самодеятельности (1922г.), а позднее – «принцип единства сознания и деятельности» (сам термин «деятельностный подход» появился уже после смерти С.Л. Рубинштейна).
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание включено в контекст жизненных связей личности с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Труды
- Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики), 1922. (Опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1986, №4)
- Проблемы психологии в трудах Карла Маркса, 1934.
- Основы психологии, 1935.
- Основы общей психологии, 1940.
- Бытие и сознание, 1957.
- Принципы и пути развития психологии, 1959.
- Человек и мир (опубликовано в книге «Проблемы общей психологии», 1973, 1976)
- О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Принципы и пути развития психологии. М., 1959
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /под ред. Рубинштейна. М., 1960.
Ученики
- Абульханова (Славская) Ксения Александровна (р. 1932 г.)
- Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)
- Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932)
- Будилова Елена Александровна (1909-1991)
Сергей Леонидович Рубинштейн
Выдающийся психолог и философ – открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей.
Он – автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.
На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития.
Он первым из отечественных психологов получил Государственную премию (в 1942 г.) и был избран в Академию наук (в 1943г. в качестве члена-корреспондента), в 1942г. основал кафедру и затем Отделение) психологии в МГУ, в 1945г. создал первую в Академии наук психологическую лабораторию (Сектор психологии в Институте философии), написал первый и пока единственный в нашей стране монографический учебник по психологии для университетов (“Основы общей психологии”, 1940, 1946,1989,1998).
В 1948-53 гг. он был объявлен в психологии первым и главным космополитом (антипатриотом) и снят со всех постов. Лишь после смерти Сталина постепенно восстановлен в правах. В 1956г. он вновь назначен заведующим Сектором психологии Института философии. Но заведовать кафедрой и Отделением психологии МГУ ему больше не разрешили.
С.Л.Рубинштейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории.