ПЧЕЛЫ СЛЕДЯТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ
Science. 2017 Feb 24;355(6327):833-836. doi: 10.1126/science.aag2360.
Bumblebees show cognitive flexibility by improving on an observed complex behavior.
Loukola OJ1, Perry CJ2, Coscos L2, Chittka L2.
1 Department of Biological and Experimental Psychology, School of Biological and Chemical Sciences, Queen Mary University of London, London E1 4NS, UK. o.loukola@qmul.ac.uk.
2 Department of Biological and Experimental Psychology, School of Biological and Chemical Sciences, Queen Mary University of London, London E1 4NS, UK.
Показано, что насекомые способны решать целый ряд когнитивных задач: например, обучаться основным концепциям, вычислительным операциям и социальным задачам. Однако в большинстве таких задач использовались аналоги естественного поведения фуражирования, и, возможно, пчелы хорошо выполняют такие задачи просто потому, что аналогичное обучение происходит в их естественной среде. Один из подходов к тестированию интеллекта животных заключается в том, чтобы проверить пластичность их поведения при решении таких задачах, которые не являются для них обычными. Для установления ограничений поведенческой и когнитивной пластичности у пчел в данной работе использовали не задачу фуражирования, а задачу, в которой пчелы должны были транспортировать ненатуральный объект (маленький мячик) в определенное место за вознаграждение. Сначала пчелы выучивали правильное местоположение мячика, а затем обучались его туда транспортировать. При этом у пчел была возможность сначала наблюдать за перемещениями мячика, когда такое перемещение осуществляла другая пчела или модель пчелы. В таких случаях после демонстраций пчелы осуществляли обучение более эффективно по сравнению с пчелами, которые наблюдали за «самостоятельными» перемещениями мячика (его перемещали с помощью невидимого магнита) или которые вообще не видели никаких демонстраций. После возможности понаблюдать, как ведет себя демонстратор, пчелы не копировали их поведение, а осуществляли его более эффективно: выбирали более короткие маршруты перемещения мячика, т.е. выбирали мячики, как можно более близко расположенные к целевому местоположению, даже если мячик отличался по цвету от того, который использовали демонстраторы. Такая беспрецедентная когнитивная гибкость свидетельствует в пользу того, что полностью новое поведение может возникать очень быстро при соответствующем экологическом давлении.