16Фев 2022

Заседание Академического дискуссионного клуба Института психологии РАН. Доклад Н.С. Розова “Ритуально-аттитюдная модель психики и опыт теоретической палеопсихологии”

О МЕРОПРИЯТИИ

Уважаемые коллеги,

в среду 16 февраля 2022 в 17:00 (время Московское) состоится заседание Дискуссионного клуба Института психологии РАН.

 

Докладчик: д.филос.н., проф. Николай Сергеевич Розов (Новосибирский Академгородок)

Тема доклада: Ритуально-аттитюдная модель психики и опыт теоретической палеопсихологии

 

О чем пойдет речь:

  1. Значимость и ограничения палеопсихологии
  2. Ритуально-аттитюдная модель – версия культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и А.Р.Лурии
  3. Аспекты психики (и разделы психологии) в контексте этой модели
  4. Типы установок – ментальные универсалии
  5. Три парадигмы глоттогенеза
  6. Объяснение ступеней развития языка и психики: ядро концепции
  7. Главный тип поведения, порождавший новые речевые способности и психические структуры
  8. Сознание как продукт эволюции и наслоение способностей
  9. Дефицит данных и расширение номологической схемы К.Гемпеля.
  10. Как отечественная экспериментальная психология может участвовать в мировых исследованиях глоттогенеза и когнитивной эволюции

Будет также представлена новая монография

Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск: Манускрипт. 2022. 355 с.

 

Развернута эволюционная концепция происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. Показано, что так называемый «языковой Рубикон» — граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолен в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Дано обоснованное (насколько это возможно) объяснение условий подъема на каждую ступень языковой сложности, соответствующего развития психики и сознания.

 

Книга научная, теоретическая, при этом отвечает на такие вопросы:

ПРОРЫВ К РЕЧИ

  • Куда исчезли альфа-самцы и огромные челюсти? Причем тут плечевой сустав, бонобо и самоодомашнивание?
  • Почему ценные орудия не отбирали? Что древнее: нормы, хранимые орудия или членораздельная речь?
  • Почему вдруг нашим далеким предкам стало нужно артикулировать звуки? Зачем были нужны новые слоги и фонемы? Что такое «конкуренция рекрутингов» и почему она стала мотором развития речи?
  • Как боролись с трудностями непонимания и причем тут ритуалы? Что такое протослова?
  • Как девочки-подростки определяли, каким популяциям и видам гоминид жить, а каким – погибать?

РАННЕЕ ДЕТСТВО ЯЗЫКА

  • Как, когда и почему древние люди научились говорить по очереди? Почему стали говорить о прошлых и далеких событиях?
  • Какую роль сыграли освоение огня и совместные трапезы?
  • Почему у неандертальцев головной мозг был больше, орудия и охотничьи умения были не хуже, но конкуренцию сапиенсам они все же проиграли?
  • Говорили ли неандертальцы, а если да, то что могли сказать?
  • Что такое сознание и как оно развивалось вместе с языком?

НА ПУТИ К ПОЛНОЦЕННОМУ ЯЗЫКУ

  • Что такое протоязык? Как появился порядок слов? Причем тут драки и грабежи?
  • Как и зачем появились синтаксис и грамматика? Причем тут орудийный прогресс и сплетни?
  • Когда появилась геополитика? Что обсуждали в древнейшей дипломатии?
  • Почему фразы, предложения стали нанизываться друг на друга (знаменитая рекурсия по Н.Хомскому)?

ЯЗЫКОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ПРЕИСТОРИИ

  • Сколько было изначальных языков? Какая тут роль вулкана и демографии?
  • Почему при 7–8 тыс. известных языков, базовых языковых семей только около 200?
  • Почему не следует верить догмам о происхождении романских языков из латыни (даже «народной»), а индоевропейских языков из какого-то единого «праязыка»?
  • Как менялось число языков в дописьменную эпоху?
  • Как объясняются общность и широчайшее разнообразие, «избыточная» сложность одних языков и крайняя простота других (например, в племени пираха)?

 

Подробная информация о книге (Оглавление, Предисловие, детальное Аналитическое содержание).

 

Уважаемые коллеги, тезисы с вопросами и суждениями по данной теме высылайте на адрес Академического дискуссионного клуба ИП РАН: scientificnotesipras@gmail.com

Подключиться к обсуждению можно на сайте ИП РАН (раздел Мероприятия) или по постоянной ссылке семинара в ZOOM:https://us02web.zoom.us/j/4647361169?pwd=ZGdVZjlyZ2RxUUJ3REpXaTlRSGNhdz09

Идентификатор конференции: 464 736 1169

Код доступа: 714590

УЧАСТНИКИ

Share This Event