10 Июл 2022

Молодежный стартап: Когнитивные науки и виртуальная реальность

Уважаемые коллеги и гости!

на базе Института психологии Российской академии наук

в целях развития системы предпрофессионального и профильного образования, расширения взаимодействия с образовательными организациями высшего образования и федеральными государственными научными учреждениями в соответствии с номинацией Департамента образования и науки г. Москвы «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» для учителей и школьников г. Москвы в Институте психологии Российской академии наук стартует Программа для школьников, реализующая единую линию становления молодого ученого: школа → ВУЗ → академическая наука

«МОЛОДЕЖНЫЙ СТАРТАП: КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

и Программа повышения квалификации (стажировки) учителей, включающая лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследований на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.

По окончании программы школьникам и учителям будет выдан Сертификат участника программы ИП РАН.

Куратор проекта – Волкова Наталья Эдуардовна

Регистрация участников на мероприятия проекта происходит на сайте http://profil.mos.ru/

Цели проведения мероприятия:

Стимулирование учащихся и учителей общеобразовательных организаций города Москвы к формированию компетенций научно-исследовательской деятельности; развитие навыков критического мышления, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию.

Задачи:
1. Формирование базовых компетенций научно-исследовательской деятельности.
2. Развитие навыков критического мышления.
3. Формирование основ творческого реагирования на критику.
4. Формирование умения задавать умные вопросы.
5. Формирование умений саморегуляции физического и психического состояния.

Ожидаемые результаты:
1. Погружение учащихся и учителей в мир академической науки.
2. Подготовка проектов или исследований учащихся, выполненных под руководством сотрудников научной организации.
3. Популяризация и внедрение достижений академической науки в образовательный процесс школ города Москвы и жизнедеятельность учащихся, что может стать одним из факторов роста самоопределения молодежи.

Краткое описание мероприятия

Актуальность мероприятия обусловлена необходимостью подготовки молодых ученых нового типа, способных интегрировать полученные знания из разных отраслей наук, для разработки и реализации прорывных исследований, направленных на повышение благосостояния общества и каждого ее члена в отдельности. Особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления, что является принципиально важным моментом в условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию; навыков самопознания для построения психологического профиля и оптимальной профессиональной траектории.
Новизна мероприятия заключается в реализации возможностей учащихся погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировым именем, принимать участие в научных мероприятиях (конференции, научные заседания лабораторий, научно-исследовательские проекты), самим организовывать и проводить исследования. Особый акцент уделяется этической стороне психологических исследований, надежности и валидности полученных данных. Уникальность программы состоит в эффекте фасцинации – «заражения» творческой научной деятельностью при взаимодействии с патриархами отечественной психологии, проведении собственных исследований в лабораториях ИП РАН, слушая доклады своих сверстников, удостоенных чести выступать вместе с учеными на международных научных конференциях.
Формы, методы и технологии: экскурсии, интерактивные лекции, практические занятия в виртуальной среде, дискуссии, мастер-классы, тренинги, научные конференции, технология развития ментальных ресурсов, технология интеллектуального воспитания, технология развивающей диагностики и построения оптимальной профессиональной траектории.
Перспективы дальнейшего развития мероприятия:
Создание площадки повышения квалификации учителей, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.
Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука.
По окончании программы учащимся и учителям будет выдан Сертификат участника программы «Когнитивные науки и виртуальная реальность» ИП РАН.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
С целью выбора учащимися направления для выполнения проектной или исследовательской работы будет проведено 5 ознакомительных занятий по трем направлениям: (1) психология, (2) когнитивные науки, (3) психофизиология и биохимия.
1.1. Ознакомительные занятия.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. «ПСИХОЛОГИЯ»:
Занятие 1. Что изучает психология? Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН для выявления области интересов исследования.
Занятие 2. Экскурсия в мир профессий: психолог, психотерапевт, невролог.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ»:
Занятие 3. Виртуальная реальность в науке и технике.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ»:
Занятие 4. Тайны мозга.
Занятие 5. Биохимические основы психики.

1.2. Сопровождение проектов или исследований, выполненных под руководством сотрудников научной организации:
1.2.1. Закрепление за обучающимися научных руководителей из числа сотрудников научной организации.
1.2.2. Проведение 20 практических занятий на базе научных организаций по разработке проекта или исследования, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Практическое занятие 1. Как научиться задавать умные вопросы?
Практическое занятие 2. Как правильно работать с научной литературой и использовать современные поисковые системы?
Практическое занятие 3. Аппаратные методы исследования мозга.
Практическое занятие 4. Нейроны и мозг.
Практическое занятие 5. Нейродиагностика.
Практическое занятие 6. Мозг и психика.
Практическое занятие 7. Построй свой психологический профиль в Excel.
Практическое занятие 8. Big Data в психологии.
Практическое занятие 9. Искусство презентации исследовательских проектов.
Практическое занятие 10. Техника творческого реагирования на критику.
Практическое занятие 11. Прокачка памяти.
Практическое занятие 12. VR-технологии в психологических исследованиях.
Практическое занятие 13. Как не ошибиться в выборе профессии?
Практическое занятие 14. Один день из жизни психофизиолога.
Практическое занятие 15. Как повысить свой иммунитет?
Практическое занятие 16. Техники совладания со стрессом.
Практическое занятие 17. Нейроинтерфейсы. Интерфейс мозг-компьютер.
Практическое занятие 18. Прокачай свое внимание.
Практическое занятие 19. Реферат: основы и правила написания научно-исследовательской работы.
Практическое занятие 20. Правила оформления библиографического списка.

1.3. Подготовка с обучающимися тезисов проектной или исследовательской работы.
1.4. Подготовка рецензии на каждую проектную или исследовательскую работу.
1.5. Организация защиты разработанных проектов и проведённых исследований в виде итогового отчётного мероприятия (конференции, конкурса) с
представлением проектных и исследовательских работ обучающихся школ-участниц и кандидатов проекта.
1.6. Информирование о мероприятиях и регистрация слушателей осуществляется на сайте profil.mos.ru.

II. СЕМИНАРЫ, МАСТЕР-КЛАССОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1 Семинар: Экспресс-диагностика индивидуальных ментальных ресурсов.
2. Мастер-класс: Технология диагностики и формирования интеллектуальной компетентности GreatChemist.
3. Мастер-класс: Психологические границы личности.
4. Семинар: Что такое буллинг и как с ним бороться.
5. Мастер-класс: Экзаменационный стресс.

Download