Критерии аттестации аспиранта или соискателя ИП РАН
|
Мероприятия (критерии) |
Период обучения к которому применим указанный критерий |
1
|
Определение темы исследования, назначение научного руководителя |
Оценивается на аттестации по результатам работы за 1-го полугодие Обязательное условие итоговой аттестации аспирантов 1-го года обучения |
2 |
Составление обзора литературы по теме диссертации |
Оценивается на аттестации по результатам 1-го года обучения |
3 |
Представление развернутого плана диссертационного исследования |
Оценивается на аттестации по результатам работы за 1-й год. |
4 |
Посещение занятий по истории и философии науки и иностранному языку |
Оценивается на аттестации по результатам работы 1-го года обучения (2-го для заочной формы). |
5 |
Сдача кандидатских экзаменов по истории и философии науки и иностранному языку |
Обязательное условие аттестации аспирантов 1-го года обучения (2-го года – для заочной формы обучения) |
6 |
Посещение лекций, открытых занятий, семинаров, научных сообщений и т.д. профессорско-преподавательского состава ИП РАН |
Оценивается на каждой аттестации в соответствии с объемом, установленным в индивидуальном плане аспиранта |
7 |
Прохождение научно-педагогической практики (для аспирантов очной формы обучения) |
Оценивается на аттестации за 1-й, 2-й годы обучения. В соответствии с объемом, и видами педагогической нагрузки, предусмотренными учебным планом. |
8 |
Сбор и обработка эмпирического материала для исследования (для диссертационных работ, содержащих эмпирические исследования) |
Оценивается на каждой аттестации. |
9 |
Написание научных статей (доклады на конференциях) |
Оценивается на каждой аттестации. |
10 |
Написание научных статей для публикации в журналах, включенных в список ВАК |
Оценивается на каждой аттестации. Представление хотя бы 1 статьи в журнал из списка ВАК является обязательным условием итоговой аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения) |
11 |
Подготовка текста диссертации по главам 1 глава 2 главы 3 главы |
Оценивается на каждой аттестации. Наличие половины текста (подтверждается научным руководителем)– обязательное условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения) |
12 |
Выступление на научных конференциях |
Оценивается на каждой аттестации Обязательное условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения) |
13 |
Представление на заседании лаборатории доклада о проделанной за год работе, развернутый план работы на следующий год. Оформление отчета о проделанной работе (заполнение аттестационного листа) |
Представляется на итоговой аттестации Аттестационный лист заполняется после каждой аттестации |
14 |
Сдача кандидатского экзамена по специальности |
Обязательное условие аттестации аспирантов 2-го и 3-го года обучения (3-4 годов – для заочной формы обучения) |
15 |
Публикации научных статей (докладов конференций) |
Оценивается на каждой аттестации. Наличие хотя бы одной опубликованной статьи (тезисов) является обязательным условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения) |
16 |
Публикации научных статей в журналах, включенных в список ВАК |
Оценивается на каждой аттестации |
17 |
Подготовка к предварительной защите |
Степень готовности (ориентировочный срок) указывается научным руководителем в заключении об аттестации для аспирантов 2-го и 3-го годов обучения (3-го, 4-го года – для заочной формы обучения) |
Темы и направления диссертационных исследований для аспирантов ИП РАН и соискателей степени кандидата наук
Лаборатория познавательных процессов и математической психологии
Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1.Познание и личность; 2.Познание, общение, деятельность; 3.Механизмы и закономерности зрительного и акустического восприятия. |
Д.п.н., член-корр. РАО Барабанщиков Владимир Александрович, заведующий лабораторией |
1. Восприятие характеристик сложного объекта, передаваемых с помощью коммуникационных технологий; 2. Восприятие городских и индустриальных шумов: экологический и межкультурный аспекты. |
Д.п.н. , Носуленко Валерий Николаевич, главный научный сотрудник |
1.Самооценка как интеллектуальный и креативный процесс решения задач. 2.Интеллектуальные и креативные составляющие процесса самооценивания. 3. Логическое и интуитивное в процессе самооценивания. 4. Самооценка как когнитивно-коммуникативный процесс. |
К.п.н. Галкина Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник |
1. Экспериментальное исследование принятия решения и уверенности в ситуации неопределенности 2. Изучение влияния риска на принятие решения и уверенность в условиях неопределенности 3. Исследование принятия решения и уверенности при восприятии особенностей лица. |
Д.п.н. Скотникова Ирина Григорьевна, ведущий научный сотрудник |
1. Процесс сравнения при взаимодействии человека с предметным и социальным миром. |
Д.п.н. Самойленко Елена Станиславовна,ст .научный сотрудник |
Лаборатория истории психологии и исторической психологии
Специальность 19.00.01
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1. Историогенез российского менталитета. 2. Развитие психологической науки на разных исторических этапах России: дореволюционный, советский, постсоветский периоды. 3. История создания и вклад в развитие отечественной психологии научной школы Института психологии РАН. 4. Историческая детерминация сознания личности. 5. Формирование патриотических чувств у современной молодежи. |
Кольцова Вера Александровна, зав. лабораторией, Д.п.н., проф. |
1. Психологические идеи в творческом наследии С.Л. Франкла 2. Развитие категории сознание и самосознание в работах русских религиозных философов конца 19 век. 3. История формирования и развития исследований образной сферы человека. |
Гостев Андрей Андреевич, Д.п.н., ведущий научный сотрудник |
1. Особенности семейного воспитания как условие формирование менталитета 2. Историко-социальные детерминанты агрессии 3. Типичные черты российского менталитета и их отражение в русском фольклоре. |
Харитонова Елена Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник. |
Лаборатория психологии личности
Специальность 19.00.01 и 19.00.05 – Социальная психология
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1. Духовно-нравственное становление личности 2. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете 3. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков |
Воловикова Маргарита Иосифовна, Д.п.н., зав. лабораторией |
1. Психологическое здоровье человека. 2. Психологическая антропология. 3. Теоцентрическая методологическая установка в системе психологического человекознания. |
Шувалова Александра Владимирович, ст. н. сотрудник, к.п.н. |
4. Личность в социальных сетях |
Тихомирова Светлана Витальевна, с.н.с., к.психол.н. |
Лаборатория психологии речи и психолингвистики
Специальность 19.00.01, 19.00.05
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1.Организация и психологическое воздействие дискурса 2. Виды дискурса в разных сферах действительности 3. Интенции субъекта в речи и дискурсе |
Павлова Наталья Дмитриевна, д.п.н., зав. лабораторией |
1.Контент анализ в изучении личности. Разработка и сочетанное применение контент-аналитических, опросниковых и критериальных методик для исследования мотивации, личностных особенностей и состояний. 2. Субъективно воспринимаемые качества акустических стимулов. Психологические механизмы переживания звука. Проективный потенциал звука. |
Алмаев Николай Альбертович, д.п.н., ведущ.н.с. |
1.Средовые и ситуационные факторы познавательных способностей, интеллекта и креативности. 2. Совместная интеллектуальная и творческая деятельность 3. Влияние дискурса на интеллект и креативность. 4. Ассесмент и психодиагностика когнитивных, личностных и деловых качеств |
Воронин Анатолий Николаевич, д.п.н., ведущ.н.с. |
1. Психологическое воздействие межличностной коммуникации 2.Психологическое воздействие массовой коммуникации |
Латынов Владислав Викторович, к.п.н, ст.н.с. |
1. Метафора в разных видах дискурса (политическом, научном, психотерапевтическом) 2. Психологическая организация понимания и оценивания метафоры |
Алексеев К.И., к.п.н., ст.н.с. |
1.Дискурс повседневного бытового общения: организация, интенциональные основания, функционирование 2.Тактики воздействия в повседневном диалоге |
Зачесова Ирина Анатольевна, к.п.н, ст.н.с. |
Когнитивные ресурсы человека |
Горюнов Наталья Борисовна, к.п.н, ст.н.с. |
Лаборатория социальной и экономической психологии
Специальность 19.00.05 – Социальная психология
Лаборатория психологии труда
Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика.
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1) Духовно-нравственный потенциал личности и профессиональная карьера. 2) Социализация профессиональной деятельности в современных организациях. 3) Нравственность и профессионализм в условиях глобализирующегося мира. |
Дикая Лариса Григорьевгна, д.п.н, проф., гл.н.с. |
1.Психологические проблемы автоматизации и распределения функций между человеком и автоматикой для современной техники. 2. Проблемы анализа психической регуляции сложной деятельности 3. Проблемы юзабилити-инженерии при создании интерфейсов компьютерных программ. |
Костин Анатолий Николаевич, д.п.н, ведущ.н.с. |
1. Исследование личностных детерминант власти в организации. 2. Токсичное лидерство как организационно-психологический феномен 3. Исследование личностных детерминант психологического контракта в организации. |
Занковский Анатолий Николаевич, д.п.н, зав. лабораторией |
1. Социально-психологическая зрелость профессионала. 2.Факторы эффективности профессионального отбора. |
Алдашева Айгуль Абдулхаевна, д.п.н., ведущ.н.с. |
1. Жизнеспособность человека. 2. Социальные и психологические аспекты жизнеспособности профессионала. |
Махнач Александр Валентинович, к.п.н., ст.н.с. |
Исследование моделей социальной реализации профессионалов. |
Ермолаева Елена Павловна, д.п.н., ведущ.н.с., |
Профессиональная жизнеспособность. |
Лактионова Анна Игоревна, к.п.н, н.с. |
Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина
Специальность 19.00.01 и 19.00.13- Психология развития
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
Когнитивные стили как метакогнитивные способности. Интеллект и совладающее поведение. Признаки интеллектуальной одаренности на разных этапах онтогенеза. Понятийные способности: природа, показатели, место в структуре интеллекта, методики диагностики. Информационно-энергетические аспекты интеллектуальной деятельности. |
Холодная Марина Александровна, д.п.н, проф., зав. лабораторией |
Когнитивные стили, темперамент и характер. Мотивация, темперамент и характер. Учебные интересы и индивидуально-психологические особенности учащихся. Индивидуально-психологические особенности и успеваемость учащихся. |
Русалов Владимир Михайлович, д.п.н, проф., гл.н.с. |
Ресурсы (интра-, инте-, внесубъектные). Диагностика профессиональной пригодности и компетентности Профессиональные способности и стили профессиональной деятельности. «Истинные»- и «квази-измерения» в психологии. |
Толочек Владимир Алексеевич, д.п.н, проф., ведущ.н.с. |
Дифференцированность ментальных структур и творческие способности. Соотношение мотивации и специальных способностей при выборе области предметной деятельности. Особенности организации концептуальных структур как основы компетентности. Соотношение общих и специальных способностей. Особенности неявных знаний в зависимости от уровня профессиональной компетентности. |
Волкова Елена Вениаминовна, д.п.н, ведущ.н.с. |
Субъектность и репрезентация тела. Репрезентация кожи и телесности. Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий. Интенциональность в структуре индивидуальности. |
Ребеко Татьяна Анатольевна, к.п.н, ведущ.н.с. |
Духовные способности человека. Развитие рефлексивных способностей. Высшие способности человека в современном обществе. Формирование способности к позитивному самоизменению на основе древних психопрактик. Развитие творческих способностей на основе метода пролонгированной диагностики и формирования креативности. |
Ожиганова Галина Валентиновна, к.п.н, ст.н.с. |
Особенности когнитивных стилей у подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Динамика интеллектуального и личностного развития в процессе обучения. Особенности когнитивной сферы у подростков с задержкой психического развития |
Будина Екатерина Генриховна, к.п.н, н.с. |
Эстетические переживания и оценки. Восприятие эстетических характеристик художественных, дизайнерских и обыденных объектов. Эстетические способности в структуре музыкальной одарённости. Природа эстетических способностей, методы их измерения. |
Сабадош Павел Александрович, к.п.н, н.с. |
Лаборатория психологии развития
Специальность 19.00.13 – Психология развития
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1.Понимание сложных эмоций в разные периоды онтогенеза. 2.Субъективный возраст и психологическое здоровье в период старения. 3.Иллюзия возраста как субъектная регуляции. |
Сергиенко Елена Алексеевна, д.п.н, проф., заведующий лабораторией |
1.Понимание россиянами террористической угрозы 2.Гендерные различия в понимании моральных дилемм 3.Возрастные и индивидуально-личностные различия в самоинтерпретации. |
Знаков Виктор Владимирович, д.п.н, проф., гл.н.с. |
1.Совместная регуляция поведения на различных этапах существования (развития) группы. 2. Совместная регуляция поведения в особых (актуальных, трудных) ситуациях существования (развития) группы. 3. Индивидуальная регуляция поведения в связи с различными видами взаимодействия, в которые включен человек. |
Ковалева Юлия Валерьевна, к.п.н, ст.н.с. |
1.Контроль поведения у детей с нормальным и отклоняющемся развитии. 2.Роль индивидуально-психологических характеристик родителей в развитии контроля поведения детей 3.Развитие представлений о времени и их роль в регуляции поведения у детей. |
Виленская Галина Альфредовна, к.п.н, ст.н.с. |
1. Развитие модели психического и понимание ментальных состояний в повседневной жизни детьми 2. Предикторы развития модели психического в раннем возрасте 3. Социальная адаптация и развитие модели психического у детей дошкольного возраста с типичным равзитием и расстройствами аутистического спектра. |
Лебедева Евгения Игоревна, к.п.н, ст.н.с. |
1.Представления детей и взрослых о другом человеке при восприятии его лица. 2. Восприятие индивидуальных и личностных характеристик человека по его лицу. 3. Представления о здоровье и реальное здоровье людей с привлекательной и непривлекательной внешностью. |
Никитина Елена Альфредовна, к.п.н, н.с. |
Лаборатория психологии и психофизиологии творчества
Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.02- психофизиология
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
1. Механизмы кристаллизованного и текучего интеллекта. 2. Общесистемные модели творческого процесса. |
Ушаков Дмитрий Викторович, член-корр.РАН, д.п.н., зав. лабораторией |
1. Влияние эмоций на когнитивные процессы 2. Распознавание эмоций как когнитивная способность 3. Роль интроцепции в понимании эмоций 4. Структурные модели аффекта |
Люсин Дмитрий Владимирович, к.п.н, ст.н.с. |
1.Влияние эмоционального интеллекта на распознавание эмоций в искусстве. 2. Связь эстетической одаренности и эмоционального интеллекта на аналитический интеллект. 3. Этнические и культурные особенности понимания эмоций. |
Князева Татьяна Сергеевна, к.п.н., ст.н.с. |
1.Влияние телевизионных программ на социализацию и развитие личности |
Маховская Ольга Ивановна, к.п.н, ст.н.с. |
1.Кросс-культурный анализ средовых факторов, формирующих индивидуальные 2. Различия в способностях и успешности в обучении 3. Индивидуальные различия в успешности в обучении в различных культурных средах. 4. Семейная среда и когнитивные способности. |
Тихомирова Татьяна Николаевна, к.п.н, ст.н.с. |
1.Роль подсказки и инкубации в решении задач 2. Механизмы влияния эмоциональной подсказки на процесс решения задачи |
Валуева Екатерина Александровна, к.п.н, н.с. |
Лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Специальность 19.00.02 – Психофизиология
Перечень тем или направлений |
ФИО научного руководителя |
Системные характеристики динамики памяти: дефинитивное поведение и научение. |
Александров Юрий Иосифович, д.п.н., проф., зав. лабораторией |
Эффект последовательности, как показатель межсистемных взаимодействий |
Безденежных Борис Николаевич, д.п.н., ведущ.н.с. |
Организация множественных психологических структур индивида, фиксирующих компетенцию в одной и той же предметной области |
Александров Игорь Олегович, д.п.н., ведущ.н.с., Максимова Наталья Евграфовна, к.п.н., ст.н.с. |
Биологические механизмы формирования сообществ (на примере прокариотов и эукариотов Oscillatoria terebriformis и Saccharomyces cerevisiae) |
Греченко Татьяна Николаевна, д.п.н., ведущ.н.с. |
Структура индивидуального опыта и динамика реализации поведения при разных способах научения внешне одному и тому же поведению. |
Гаврилов Владимир Викторович, к.п.н, ст.н.с. |
Динамика отношений компонентов ИО при формировании его новых элементов. |
Горкин Александр Георгиевич, к.п.н, ст.н.с. |
Психофизиологические основы формирования дефинитивного поведении. |
Созинов Алексей Александрович, к.п.н, н.с. |
Показатели процессов аккомодационной реконсолидации. |
Сварник Ольга Евгеньевна, к.п.н, н.с. |
Модельное исследование «субъективного восприятия» динамики формирования ИО при формировании нового навыка и при перестройке имеющегося навыка. |
Крылов Андрей Константинович, к.п.н., н.с. |