Критерии аттестации аспиранта или соискателя ИП РАН

Мероприятия (критерии)

Период обучения к которому применим указанный критерий

1

Определение темы исследования, назначение научного руководителя

Оценивается на аттестации по результатам работы за 1-го полугодие

Обязательное условие итоговой аттестации аспирантов 1-го года обучения

2

Составление обзора литературы по теме диссертации

Оценивается на аттестации по результатам 1-го года обучения

3

Представление развернутого плана диссертационного исследования

Оценивается на аттестации по результатам работы за 1-й год.

4

Посещение занятий по истории и философии науки и иностранному языку

Оценивается на аттестации по результатам работы  1-го года обучения (2-го для заочной формы).

5

Сдача кандидатских экзаменов по истории и философии науки и иностранному языку

Обязательное условие аттестации аспирантов 1-го года обучения (2-го года – для заочной формы обучения)

6

Посещение лекций, открытых занятий, семинаров, научных сообщений  и т.д. профессорско-преподавательского состава ИП РАН

Оценивается на каждой аттестации в соответствии с объемом, установленным в индивидуальном плане аспиранта

7

Прохождение научно-педагогической практики (для аспирантов очной формы обучения)

Оценивается на аттестации за 1-й, 2-й годы обучения. В соответствии с объемом, и видами педагогической нагрузки, предусмотренными учебным планом.

8

Сбор и обработка эмпирического материала для исследования (для диссертационных работ, содержащих эмпирические исследования)

Оценивается на каждой аттестации.

9

Написание научных статей (доклады на конференциях)

Оценивается на каждой аттестации.

10

Написание научных статей для публикации в журналах, включенных в список ВАК

Оценивается на каждой аттестации. Представление хотя бы 1 статьи в журнал из списка ВАК является обязательным условием итоговой аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения)

11

Подготовка текста диссертации по главам

1 глава

2 главы

3 главы

Оценивается на каждой аттестации. Наличие половины текста (подтверждается научным руководителем)– обязательное условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения)

12

Выступление на научных конференциях

Оценивается на каждой аттестации

Обязательное условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения)

13

Представление на заседании лаборатории  доклада о проделанной за год работе, развернутый план работы на следующий год. Оформление отчета о проделанной работе (заполнение аттестационного листа)

Представляется на итоговой аттестации

Аттестационный лист заполняется после каждой аттестации

14

Сдача кандидатского экзамена по специальности

Обязательное условие аттестации аспирантов 2-го и 3-го года обучения (3-4  годов – для заочной формы обучения)

15

Публикации научных статей (докладов конференций)

Оценивается на каждой аттестации. Наличие хотя бы одной опубликованной статьи (тезисов) является обязательным условие аттестации аспирантов 2-го года обучения (3-го года – для заочной формы обучения)

16

Публикации научных статей в журналах, включенных в список ВАК

Оценивается на каждой аттестации

17

Подготовка к предварительной защите

Степень готовности (ориентировочный срок) указывается научным руководителем в заключении об аттестации для аспирантов 2-го и 3-го годов обучения (3-го, 4-го года – для заочной формы обучения)

Образец титула отчета

Расписание занятий в аспирантуре

 

Темы и направления диссертационных исследований для аспирантов ИП РАН и соискателей степени кандидата наук

Лаборатория познавательных процессов и математической психологии

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.Познание и личность;

2.Познание, общение, деятельность;

3.Механизмы и закономерности зрительного и акустического восприятия.

Д.п.н., член-корр. РАО  Барабанщиков Владимир Александрович, заведующий лабораторией

1.  Восприятие характеристик сложного объекта, передаваемых с помощью коммуникационных технологий; 

2. Восприятие городских и индустриальных шумов: экологический и межкультурный аспекты.

Д.п.н. , Носуленко Валерий Николаевич, главный научный сотрудник

1.Самооценка как интеллектуальный и креативный процесс решения задач.

2.Интеллектуальные и креативные составляющие процесса самооценивания.

3. Логическое и интуитивное в процессе самооценивания.

4. Самооценка как когнитивно-коммуникативный процесс.

К.п.н. Галкина Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник

1. Экспериментальное исследование принятия решения и уверенности в ситуации неопределенности

2. Изучение влияния риска на принятие решения и уверенность в условиях неопределенности

3. Исследование принятия решения и уверенности при восприятии особенностей лица.

Д.п.н. Скотникова Ирина Григорьевна, ведущий научный сотрудник

1.  Процесс сравнения при взаимодействии человека с предметным и социальным миром.

Д.п.н. Самойленко Елена Станиславовна,ст .научный сотрудник

Лаборатория истории психологии и исторической психологии

Специальность 19.00.01

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.      Историогенез российского менталитета.

2.      Развитие психологической науки на разных исторических этапах России: дореволюционный, советский, постсоветский периоды.

3.      История создания и вклад в развитие отечественной психологии научной школы Института психологии РАН.

4.      Историческая детерминация сознания личности.

5.      Формирование патриотических чувств у современной молодежи.

Кольцова Вера Александровна, зав. лабораторией, Д.п.н., проф.

1.      Психологические идеи в творческом наследии С.Л. Франкла

2.      Развитие категории сознание и самосознание в работах русских религиозных философов конца 19 век.

3.      История формирования и развития исследований образной сферы человека.

Гостев Андрей Андреевич, Д.п.н., ведущий научный сотрудник

1.      Особенности семейного воспитания  как условие формирование менталитета

2.      Историко-социальные детерминанты агрессии

3.      Типичные черты российского менталитета и их отражение в русском фольклоре.

Харитонова Елена Владимировна,  к.п.н., старший научный сотрудник.

Лаборатория психологии личности

Специальность 19.00.01 и 19.00.05 – Социальная психология

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.      Духовно-нравственное становление личности

2.      Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете

3.      Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков

Воловикова Маргарита Иосифовна, Д.п.н., зав. лабораторией

1. Психологическое здоровье человека.

2. Психологическая антропология.

3. Теоцентрическая методологическая установка в системе психологического человекознания.

Шувалова Александра Владимирович, ст. н. сотрудник, к.п.н.

  1. Праздник как сложный социально-психологический феномен.
  2. Природа коллективных эмоций, типология, соцально-психологические основания, виды проявления и их особенности. Внутригрупповые и межгрупповые эмоции.
  3. Теоретические основания развития отечественной психологии – школа С.Л.Рубинштейна

4.      Личность в социальных сетях

Тихомирова Светлана Витальевна, с.н.с., к.психол.н.

Лаборатория психологии речи и психолингвистики

Специальность 19.00.01, 19.00.05

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.Организация и психологическое воздействие дискурса

2. Виды дискурса в разных сферах действительности

3. Интенции субъекта в речи и дискурсе

Павлова Наталья Дмитриевна, д.п.н., зав. лабораторией

1.Контент анализ в изучении личности. Разработка и сочетанное применение контент-аналитических, опросниковых и критериальных методик для исследования мотивации, личностных особенностей и состояний.

2. Субъективно воспринимаемые качества акустических стимулов. Психологические механизмы переживания звука. Проективный потенциал звука.

Алмаев Николай Альбертович, д.п.н., ведущ.н.с.

1.Средовые и ситуационные факторы познавательных способностей, интеллекта и креативности.

2. Совместная интеллектуальная и творческая деятельность

3. Влияние дискурса на интеллект и креативность.

4. Ассесмент и психодиагностика когнитивных, личностных  и деловых качеств

Воронин Анатолий Николаевич, д.п.н., ведущ.н.с.

1. Психологическое воздействие межличностной коммуникации

2.Психологическое воздействие массовой коммуникации

Латынов Владислав Викторович, к.п.н, ст.н.с.

1. Метафора в разных видах дискурса (политическом, научном, психотерапевтическом)

2. Психологическая организация понимания и оценивания метафоры

Алексеев К.И., к.п.н., ст.н.с.

1.Дискурс повседневного бытового общения: организация, интенциональные основания, функционирование

2.Тактики воздействия в повседневном диалоге

Зачесова Ирина Анатольевна, к.п.н, ст.н.с.

Когнитивные ресурсы человека

Горюнов Наталья Борисовна, к.п.н, ст.н.с.

Лаборатория социальной и экономической психологии

Специальность 19.00.05 – Социальная психология

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.                  Социальные представления о душевнобольном в различных группах общества

2.                  Социальные представления о наркозависимых в молодежной среде

3.                  Угроза безработицы в социальных представлениях различных профессиональных групп

4.                  Социальные представления о стихийных бедствиях в России

5.                  Социальные представления о мигрантах у неработающих пенсионеров, работающих взрослых и студенческой молодежи

6.                  Здоровый образ жизни и угрозы здоровью в социальных представлениях студенческой молодежи

Емельянова Татьяна Петровна, д.психол.н. , проф., ведущий н.с.

1. Этнофункциональная специфика ментальности российского общества постперестроечного периода.

2. Этнофункциональная специфика российской ментальности начала 20 в. (до 1917 г.)

3. Этнофункциональный анализ динамики российской (советской) ментальности в разные исторические периоды.

4. Этнофункциональный анализ динамики содержания отечественной литературы в период с 1917 до современности 5.Этнофункциональный анализ современного пирсинга и татуировок.

6. Тюремные татуировки: этнофункциональный анализ (можно в динамике – от дореволюционных до современных).

Сухарев Александр Владимирович, д.п.н, ведущ.н.с.

Направление «Экономическая психология развития»

1.                  Взаимосвязь экономических представлений и ценностных ориентаций личности в условиях ранней экономической социализации

2.                  Ценностная детерминация экономических представлений в разных возрастных группах в условиях изменяющегося общества (возможен региональный аспект)

3.                  Ценностная детерминация сберегающего поведения формирующейся личности на этапе первичной экономической социализации.

Направление «Социальная психология развития»

4. Взаимоотношения родителей и няни как фактор формирования феномена «нянечные дети».

5. Социально-психологические факторы формирования отношения к матери у «нянечных детей» подросткового возраста.

6. Взаимоотношения отца и матери в группах «нянечные дети».

7. Социально-психологические характеристики социальной группы «нянечные дети» и факторы их формирования.

Дробышева Татьяна Валерьевна, к.п.н, н.с.

1.                  Психологические проблемы политических выборов и выборов хозяйственных руководителей;

2.                   Социально-психологические проблемы взаимодействия в экстремальных условиях;

3.                   Психологические процессы принятия решения о выборе социальных и материальных объектов;

4.                   Психология поведения при заключении сделки (в экономическом взаимодействии);

5.                   Психология денег; психология потребителя;

6.                   Отношения обмена в социальном и экономическом взаимодействии.

Тугарева Елена Валерьевна, к.п.н, ст.н.с.

1. “Субъективное экологическое благополучие в структуре психологического благополучия личности”

2. “Динамика субъективного экологического благополучия личности в различных условиях ее жизнедеятельности”

Хащенко Надежда Николаевна, к.психол.н, н.с

1. Обмен знаниями в трудовых коллективах с разным уровнем рефлексивности

2. Социально-психологические факторы формирования коллективной памяти в организациях

3. Представления о будущем у студентов с разной социальной идентичностью

4. Социально-психологические факторы долгосрочной ориентации в деловых партнерствах

Нестик Тимофей Александрович, к.ф.н., ст.н.с.

1. Нравственное самоопределение руководителя как фактор корпоративной культуры и психологического климата организации
2. Взаимосвязь нравственого самоопределения и субъективного экономического благополучия

3. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения в условиях интернет-коммуникации

4. Динамика нравственного самоопределения в разные периоды жизнедеятельности личности

5. Типы психологического отношения к материальному стимулированию просоциального поведения
6. Психологические стратегии взаимодействия с теневыми сторонами экономических отношений

Воробьева Анастасия Евгеньевна, к.п.н, н.с.

 Лаборатория психологии труда

Специальность 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика.

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1) Духовно-нравственный потенциал личности и профессиональная карьера.

2) Социализация профессиональной деятельности в современных организациях.

3) Нравственность и профессионализм в условиях глобализирующегося мира.

Дикая Лариса Григорьевгна, д.п.н, проф., гл.н.с.

1.Психологические проблемы автоматизации и распределения функций между человеком и автоматикой для современной техники.

2. Проблемы анализа психической регуляции сложной деятельности

3. Проблемы юзабилити-инженерии при создании интерфейсов компьютерных программ.

Костин Анатолий Николаевич, д.п.н, ведущ.н.с.

1. Исследование личностных детерминант власти в организации.

2. Токсичное лидерство как организационно-психологический феномен

3. Исследование личностных детерминант психологического контракта в организации.

Занковский Анатолий Николаевич, д.п.н, зав. лабораторией

1. Социально-психологическая зрелость профессионала.

2.Факторы  эффективности профессионального отбора.

Алдашева Айгуль Абдулхаевна, д.п.н., ведущ.н.с.

1. Жизнеспособность человека.

2. Социальные и психологические аспекты жизнеспособности профессионала.

Махнач Александр Валентинович, к.п.н., ст.н.с.

Исследование моделей социальной реализации профессионалов.

Ермолаева Елена Павловна, д.п.н., ведущ.н.с.,

Профессиональная жизнеспособность.

Лактионова Анна Игоревна, к.п.н, н.с.

Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина

Специальность 19.00.01 и 19.00.13- Психология развития

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

Когнитивные стили как метакогнитивные способности.

Интеллект и совладающее поведение.

Признаки интеллектуальной одаренности на разных этапах онтогенеза.

Понятийные способности: природа, показатели, место в структуре интеллекта,

методики диагностики.

Информационно-энергетические аспекты интеллектуальной деятельности.

Холодная Марина Александровна, д.п.н, проф., зав. лабораторией

Когнитивные стили, темперамент и характер.

Мотивация, темперамент и характер.

Учебные интересы и индивидуально-психологические особенности учащихся.

Индивидуально-психологические особенности и успеваемость учащихся.

Русалов Владимир Михайлович, д.п.н, проф., гл.н.с.

Ресурсы (интра-, инте-, внесубъектные).

Диагностика профессиональной пригодности и компетентности

Профессиональные способности и стили профессиональной деятельности.

«Истинные»- и «квази-измерения» в психологии.

Толочек Владимир Алексеевич, д.п.н, проф., ведущ.н.с.

Дифференцированность ментальных структур и творческие способности.

Соотношение мотивации и специальных способностей при выборе

области предметной деятельности.

Особенности организации концептуальных структур как основы компетентности.

Соотношение общих и специальных способностей.

Особенности неявных знаний в зависимости от уровня

профессиональной компетентности.

Волкова Елена Вениаминовна, д.п.н, ведущ.н.с.

Субъектность и репрезентация тела.

Репрезентация кожи и телесности.

Психосемантические аспекты ментальной репрезентации событий.

Интенциональность в структуре индивидуальности.

Ребеко Татьяна Анатольевна, к.п.н, ведущ.н.с.

Духовные способности человека.

Развитие рефлексивных способностей.

Высшие способности человека в современном обществе.

Формирование способности к позитивному самоизменению на основе

древних психопрактик.

Развитие творческих способностей на основе

метода пролонгированной диагностики и формирования креативности.

Ожиганова Галина Валентиновна, к.п.н, ст.н.с.

Особенности когнитивных стилей у подростков

с различным уровнем интеллектуального развития.

Динамика интеллектуального и личностного развития в процессе обучения.

Особенности когнитивной сферы у подростков с задержкой психического развития

Будина Екатерина Генриховна, к.п.н, н.с.

Эстетические переживания и оценки.

Восприятие эстетических характеристик художественных,

дизайнерских и обыденных объектов.

Эстетические способности в структуре музыкальной одарённости.

Природа эстетических способностей, методы их измерения.

Сабадош Павел Александрович, к.п.н, н.с.

Лаборатория психологии развития

Специальность 19.00.13 – Психология развития

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.Понимание сложных эмоций в разные периоды онтогенеза.

2.Субъективный возраст и психологическое здоровье в период старения.

3.Иллюзия возраста как  субъектная  регуляции.

Сергиенко Елена Алексеевна, д.п.н, проф., заведующий лабораторией

1.Понимание россиянами террористической угрозы

2.Гендерные различия в понимании моральных дилемм

3.Возрастные и индивидуально-личностные различия в самоинтерпретации.

Знаков Виктор Владимирович, д.п.н, проф., гл.н.с.

1.Совместная регуляция поведения на различных этапах существования (развития) группы.

2. Совместная регуляция поведения в особых (актуальных, трудных) ситуациях  существования (развития) группы.

3. Индивидуальная регуляция поведения в связи с различными видами взаимодействия, в которые включен человек.

Ковалева Юлия Валерьевна, к.п.н, ст.н.с.

1.Контроль поведения у детей с нормальным и отклоняющемся развитии.

2.Роль индивидуально-психологических характеристик родителей в развитии контроля поведения детей

3.Развитие представлений о времени и их роль в регуляции поведения у детей.

Виленская Галина Альфредовна, к.п.н, ст.н.с.

1. Развитие модели психического и понимание ментальных состояний в повседневной жизни детьми

2. Предикторы развития модели психического в раннем возрасте

3. Социальная адаптация и развитие модели психического у детей дошкольного возраста с типичным равзитием и расстройствами аутистического спектра.

Лебедева Евгения Игоревна, к.п.н, ст.н.с.

1.Представления детей и взрослых о другом человеке при восприятии его лица.

2.  Восприятие индивидуальных и личностных характеристик человека по его лицу.

3. Представления  о здоровье и реальное здоровье людей с привлекательной и непривлекательной внешностью.

Никитина Елена Альфредовна, к.п.н, н.с.

Лаборатория психологии и психофизиологии творчества

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.02- психофизиология

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

1.      Механизмы кристаллизованного и текучего интеллекта.

2.      Общесистемные модели творческого процесса.

Ушаков Дмитрий Викторович, член-корр.РАН, д.п.н., зав. лабораторией

1. Влияние эмоций  на когнитивные процессы

2. Распознавание эмоций как когнитивная способность

3. Роль интроцепции в понимании эмоций

4. Структурные модели аффекта

Люсин Дмитрий Владимирович, к.п.н, ст.н.с.

1.Влияние эмоционального интеллекта на распознавание эмоций в искусстве.

2. Связь эстетической одаренности и эмоционального интеллекта на аналитический интеллект.

3. Этнические и культурные особенности понимания эмоций.

Князева Татьяна Сергеевна, к.п.н., ст.н.с.

1.Влияние телевизионных  программ на социализацию и развитие личности

Маховская Ольга Ивановна, к.п.н, ст.н.с.

1.Кросс-культурный анализ средовых факторов, формирующих индивидуальные

2. Различия в способностях и успешности в обучении

3. Индивидуальные различия в успешности в обучении в различных культурных средах.

4. Семейная среда и когнитивные способности.

Тихомирова Татьяна Николаевна, к.п.н, ст.н.с.

1.Роль подсказки и инкубации в решении задач

2. Механизмы влияния эмоциональной подсказки на процесс решения задачи

Валуева Екатерина Александровна, к.п.н, н.с.

Лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Специальность 19.00.02 – Психофизиология

Перечень тем  или направлений

ФИО научного руководителя

Системные характеристики динамики памяти: дефинитивное поведение и научение.

Александров Юрий Иосифович, д.п.н., проф.,

зав. лабораторией

Эффект последовательности, как показатель межсистемных взаимодействий

Безденежных Борис Николаевич, д.п.н., ведущ.н.с.

Организация множественных психологических структур индивида, фиксирующих компетенцию в одной и той же предметной области

Александров Игорь Олегович, д.п.н., ведущ.н.с.,

Максимова Наталья Евграфовна, к.п.н., ст.н.с.

Биологические механизмы формирования сообществ (на примере  прокариотов  и эукариотов Oscillatoria terebriformis и Saccharomyces cerevisiae)

Греченко Татьяна Николаевна, д.п.н., ведущ.н.с.

Структура индивидуального опыта и динамика реализации поведения при разных способах научения внешне одному и тому же поведению.

Гаврилов Владимир Викторович, к.п.н, ст.н.с.

Динамика отношений компонентов ИО при формировании его                   новых элементов.

Горкин Александр Георгиевич, к.п.н, ст.н.с.

Психофизиологические основы формирования дефинитивного поведении.

Созинов Алексей Александрович, к.п.н, н.с.

Показатели процессов аккомодационной реконсолидации.

Сварник Ольга Евгеньевна, к.п.н, н.с.

Модельное исследование «субъективного восприятия» динамики формирования ИО при формировании нового навыка и при перестройке имеющегося навыка.

Крылов Андрей Константинович, к.п.н., н.с.