Онлайн тестирование: новые возможности в психологии развития
Schidelko L.P.,Schuenemann B., Rakoczy H., Proft M. Online Testing Yields the Same Results as Lab Testing: A Validation Study With the False Belief Task // Frontiers in Psychology, 2021, DOI: 10.3389/fpsyg.2021.703238 https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.703238/full
Вопрос о репрезентативности данных, собираемых без прямого взаимодействия экспериментатора с испытуемыми или исследователя с респондентом, дискутируется в психологической науке довольно давно. Обычно обсуждается равнозначность тестирования опросниковыми методами «лично» и он-лайн. В целом современное научное сообщество склонно признать валидность и надежность результатов Интернет-тестирования в социальной психологии, клинической психологии и ряде других областей.
Однако же в психологии развития, особенно при исследовании маленьких детей, использование телекоммуникационных технологий представлялось малореальным. Ситуация пандемии коронавируса вынудила ученых искать способы проводить эксперименты без прямого контакта с детьми. Естественно, что при этом встал вопрос о дизайне (в смысле конкретных процедур) исследования и о соотносимости результатов с классическими экспериментами, в которых происходит прямое взаимодействие.
Немецкие исследователи после закрытия лаборатории в марте 2020 года стали разрабатывать дизайны исследований с целью продолжения экспериментальной работы. Ими использовалось программное обеспечение BigBlueButton (технологически простое и позволявшее надежно сохранять персональные данные). Экспериментатор взаимодействует с детьми с помощью анимированных видеороликов или слайдов и видеосвязи.
Однако, наличие доступных технических средств не снимает самый насущный вопрос: действительно ли онлайн-парадигма подходит для сбора данных? Исследователи проверили возможность концептуального воспроизведения эффектов, полученных лицом к лицу в лабораторных условиях в онлайн-эксперименте.
Для сравнения двух методов авторы использовали хорошо известную социально-когнитивную задачу ложного убеждения. Все участники были взяты из одной популяции и живут в одной и той же местности. Кроме того, лабораторные и онлайн-испытуемые были уравнены по возрасту и полу.
Различий между двумя формами тестирования детей выявлено не было: лабораторные результаты, были полностью воспроизведены в онлайн-эксперименте.
Но все же необходимо помнить о том, что данные результаты были получены в настоящее время и частично противоречат более ранним, в частности исследованиям 2018 года. По всей видимости широкое распространение онлайн технологий, являющееся следствием пандемии и коснувшееся всех сфер жизни, оказало свое влияние и на детей, которые воспринимают взаимодействие через компьютерный монитор как норму.