Заседание Академического дискуссионного клуба ИП РАН. Выступление д.пс.н. Сухарева Александра Владимировича: “Концепция этнофункционального синтеза хаоса и космоса: философские основания и перспективы применения в психологии”
О МЕРОПРИЯТИИ
Уважаемые коллеги,
01 июня в 2022 года в 17:00 (время Московское) состоится очередное заседание Академического дискуссионного клуба Института психологии РАН.
С докладом выступит в.н.с. лаборатории истории психологии и исторической психологии д.пс.н. Сухарев Александр Владимирович
Тема для обсуждения: Концепция этнофункционального синтеза хаоса и космоса: философские основания и перспективы применения в психологии
Подключиться к обсуждению можно на сайте ИП РАН (раздел Мероприятия – Семинары) или по ссылке в ZOOM:
https://us02web.zoom.us/j/89906572090?pwd=Zk13elB4SkhqQkpVTTM3ckxHaFFHZz09
Идентификатор конференции: 899 0657 2090
Код доступа: 404828
Вопросы и суждения по данной теме высылайте на адрес Академического дискуссионного клуба ИП РАН: scientificnotesipras@gmail.com
Тезисы выступления
В докладе будут изложены философские, культурологические, этнологические и психологические основания концепции этнофункционального синтеза хаоса и космоса, с помощью которой были получены новые и отчасти парадоксальные экспериментально-психологические и эмпирические результаты в исследовании индивидуального и коллективного субъекта. Вследствие обобщенности базовых представлений о хаосе и космосе и связанных с ними комплементарных культурологических, этнологических понятий об этнической функции представлений архаики, премодерна и модерна, а также философского понимания образа как отграниченной части произвольного пространства.
Важным положением концепции является представление об идеале развития как синтезе хаоса и космоса, например, в форме синтеза хаотизирующих представлений архаики и космизирующих представлений премодерна и модерна. Предлагаемая концепция в перспективе позволяет использовать результаты, полученные в психологических исследованиях, для описания, прогноза и оптимизации развития непсихологических сфер жизнедеятельности человека: экономике, архитектуре, медицине, питании, экологии, массовой культуре, образовании и др.
На основе данной концепции были получены новые результаты в исследовании личности. В качестве одного из парадоксальных экспериментально-психологических результатов можно рассматривать обусловленность повышения уровня нравственности и интеллектуальных показателей индивидуального субъекта этноинтегрирующими архаическими (в частности, природно-анимистическими) представлениями. Кроме того, был получен широкий спектр экспериментально-психологических и эмпирических результатов в области психиатрии, клинической психологии, наркологии, психотерапии, психосоматики, образования, юридической и педагогической психологии и др.
На основании принципа единства микро- и макрокосма для описания, прогноза и оптимизации развития коллективного субъекта используются результаты экспериментально-психологических и эмпирических исследований на индивидуальном уровне.
Представлены находящиеся на стадии начальной разработки исследования структуры ментальности коллективного субъекта как гуманитарными, так и эмпирическими методами, результаты которых опубликованы в научных изданиях. Полученные результаты позволяют описать психологические механизмы развития коллективного субъекта и на этой основе выработать предварительную модель развития произвольных субъектов и их объединений. Частичная верификация указанных теоретических положений выявила психологические инструменты и способы оптимизации развития субъекта по многим, в том числе непсихологическим показателям.
Важным теоретическим и отчасти эмпирическим результатом является то, что для оптимизации межсубъектного взаимодействия человеческих сообществ необходимо органичное усвоение каждым субъектом этноинтегрирующих нравственных норм (христианских, мусульманских, буддистских и др.), основанное на принципе развития. Основой для органичного усвоения любых нравственных норм необходим их синтез с этноинтегрирующим компонентом архаики как содержанием предыдущей ступени историогенеза.
Для оптимизации развития и межсубъектного взаимодействия человеческих сообществ необходима не выработка «новой этики», но органичное усвоение традиционных нравственных норм, этноинтегрирующих субъекта с собственным этносом или этнической системой. Данное положение является реализацией античного представления о развитии как возвращения к изначально заданному идеалу (А.Ф. Лосев).
Полученные теоретические и практические результаты открывают возможность их перспективного использования для анализа новых аспектов таких актуальных тем, как межсубъектное взаимодействие ментальностей России и Украины, прочтение концепта «русский мир» и других актуальных представлений, широко обсуждаемых в рамках вариантов глобального «антропологического перехода».