Заседание Академического дискуссионного клуба Института психологии РАН. Доклад Н.С. Розова “Ритуально-аттитюдная модель психики и опыт теоретической палеопсихологии”
О МЕРОПРИЯТИИ
Уважаемые коллеги,
в среду 16 февраля 2022 в 17:00 (время Московское) состоится заседание Дискуссионного клуба Института психологии РАН.
Докладчик: д.филос.н., проф. Николай Сергеевич Розов (Новосибирский Академгородок)
Тема доклада: Ритуально-аттитюдная модель психики и опыт теоретической палеопсихологии
О чем пойдет речь:
- Значимость и ограничения палеопсихологии
- Ритуально-аттитюдная модель – версия культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и А.Р.Лурии
- Аспекты психики (и разделы психологии) в контексте этой модели
- Типы установок – ментальные универсалии
- Три парадигмы глоттогенеза
- Объяснение ступеней развития языка и психики: ядро концепции
- Главный тип поведения, порождавший новые речевые способности и психические структуры
- Сознание как продукт эволюции и наслоение способностей
- Дефицит данных и расширение номологической схемы К.Гемпеля.
- Как отечественная экспериментальная психология может участвовать в мировых исследованиях глоттогенеза и когнитивной эволюции
Будет также представлена новая монография
Розов Н. С. Происхождение языка и сознания. Как социальные порядки и коммуникативные заботы порождали речевые и когнитивные способности. Новосибирск: Манускрипт. 2022. 355 с.
Развернута эволюционная концепция происхождения и развития языковых структур, способностей сознания, начиная с ранних этапов антропогенеза (австралопитеки и ранние Homo) вплоть до верхнего палеолита. Показано, что так называемый «языковой Рубикон» — граница между коммуникативными системами животных и членораздельной, осмысленной речью человека — был преодолен в долгом ступенчатом эволюционном процессе. Дано обоснованное (насколько это возможно) объяснение условий подъема на каждую ступень языковой сложности, соответствующего развития психики и сознания.
Книга научная, теоретическая, при этом отвечает на такие вопросы:
ПРОРЫВ К РЕЧИ
- Куда исчезли альфа-самцы и огромные челюсти? Причем тут плечевой сустав, бонобо и самоодомашнивание?
- Почему ценные орудия не отбирали? Что древнее: нормы, хранимые орудия или членораздельная речь?
- Почему вдруг нашим далеким предкам стало нужно артикулировать звуки? Зачем были нужны новые слоги и фонемы? Что такое «конкуренция рекрутингов» и почему она стала мотором развития речи?
- Как боролись с трудностями непонимания и причем тут ритуалы? Что такое протослова?
- Как девочки-подростки определяли, каким популяциям и видам гоминид жить, а каким – погибать?
РАННЕЕ ДЕТСТВО ЯЗЫКА
- Как, когда и почему древние люди научились говорить по очереди? Почему стали говорить о прошлых и далеких событиях?
- Какую роль сыграли освоение огня и совместные трапезы?
- Почему у неандертальцев головной мозг был больше, орудия и охотничьи умения были не хуже, но конкуренцию сапиенсам они все же проиграли?
- Говорили ли неандертальцы, а если да, то что могли сказать?
- Что такое сознание и как оно развивалось вместе с языком?
НА ПУТИ К ПОЛНОЦЕННОМУ ЯЗЫКУ
- Что такое протоязык? Как появился порядок слов? Причем тут драки и грабежи?
- Как и зачем появились синтаксис и грамматика? Причем тут орудийный прогресс и сплетни?
- Когда появилась геополитика? Что обсуждали в древнейшей дипломатии?
- Почему фразы, предложения стали нанизываться друг на друга (знаменитая рекурсия по Н.Хомскому)?
ЯЗЫКОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ПРЕИСТОРИИ
- Сколько было изначальных языков? Какая тут роль вулкана и демографии?
- Почему при 7–8 тыс. известных языков, базовых языковых семей только около 200?
- Почему не следует верить догмам о происхождении романских языков из латыни (даже «народной»), а индоевропейских языков из какого-то единого «праязыка»?
- Как менялось число языков в дописьменную эпоху?
- Как объясняются общность и широчайшее разнообразие, «избыточная» сложность одних языков и крайняя простота других (например, в племени пираха)?
Подробная информация о книге (Оглавление, Предисловие, детальное Аналитическое содержание).
Уважаемые коллеги, тезисы с вопросами и суждениями по данной теме высылайте на адрес Академического дискуссионного клуба ИП РАН: scientificnotesipras@gmail.com
Подключиться к обсуждению можно на сайте ИП РАН (раздел Мероприятия) или по постоянной ссылке семинара в ZOOM:https://us02web.zoom.us/j/4647361169?pwd=ZGdVZjlyZ2RxUUJ3REpXaTlRSGNhdz09
Идентификатор конференции: 464 736 1169
Код доступа: 714590