17 Янв 2022

Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост

В рамках “Проекта Академический класс в Московской школе” (грант Департамента образования и науки города Москвы) на базе Института психологии РАН в 2022 году для учащихся общеобразовательных организаций г. Москвы проводится мероприятие:

Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост

Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru

 

  1. Наименование категории:

Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления

  1. Наименование номинации:

Формирование и развитие компетенций для личностного и профессионального роста молодежи

  1. Описание содержания мероприятия и ожидаемых результатов с указанием количественных и качественных показателей

3.1.   Цели и задачи проведения мероприятия, ожидаемые результаты

ЦЕЛЬ: обогащение образовательной среды обучающихся и расширение круга исследовательских интересов школьников как основа интеллектуального воспитания и социокультурного развития.

ЗАДАЧИ:

  1. Интеллектуальное воспитание.
  2. Социокультурное развитие.

Решение задач интеллектуального воспитания учащихся предполагает:

1)      качественное изменение знаний, умений, навыков учеников (формирование универсальных учебных действий; готовности работать в режиме исследования, проектной деятельности, самообучения);

2)      оценку индивидуальных достижений с точки зрения своеобразия индивидуальных интеллектуальных ресурсов;

3)      выбор индивидуальной траектории обучения с опорой на личный опыт, включая житейские впечатления, интуитивные догадки, неявные знания;

4)      усвоение не только готового знания, но и самостоятельное открытие новых знаний.

Сформированные компетенции позволят обучающимся осуществлять такие профессиональные задачи, как постановка проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады), а также личностного и профессионального роста.

В ходе данного Проекта у обучающихся сформируются уровни подготовки

1) содержательный – какой понятийный аппарат освоил обучающийся, при этом проверяется не воспроизведение знаний, а освоение фундаментальных теоретических понятий, принципов и законов;

2) контекстуальный – может ли ученик использовать знания, при решении повседневных задач в контексте реальных жизненных ситуаций;

3) процессуальный – сформированы ли интеллектуальные операции и умения, позволяющие осуществлять рассуждения и доказательства, а также устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

Данные уровни сформируются во время интерактивных лекционных и экскурсионных занятиях, мастер-классах, в процессе самостоятельной работы слушателей.

Решение социокультурных задач предполагает сохранение и развитие культуры общества, формирование разносторонне развитого человека, воспитание планетарного сознания, развитие творческой личности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)      расширение кругозора, познавательных интересов обучающихся;

2)      развитие их творческих способностей и интеллектуального потенциала;

3)      оптимизация позитивных и нейтрализация негативных факторов формирования личности;

4)      формирование высокой культуры организации собственного свободного времени и навыков культурно-досуговой деятельности посредством научного наставничества.

К одним из основных результатов следует отнести популяризацию и внедрение достижений академической науки в образовательный процесс ГБОУ г. Москвы и жизнедеятельность учащихся, что может стать одним из факторов формирования коллективного иммунитета россиян от «промывания мозгов» и роста жизнеспособности молодежи.

3.2.   Краткое описание мероприятия

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Глобальный вызов современности ставит задачу интеллектуального воспитания и социокультурного развития учащейся молодежи, способной критически мыслить и действовать нестандартно в разных жизненных ситуациях, но вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению своей собственной жизнедеятельностью и деятельностью других людей для достижения социально значимых целей. Чрезвычайно остро встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка и наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Все вышеизложенное обусловливает актуальность Проекта.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:

Интеллектуальное воспитание и социокультурное развитие представляет целостный педагогический процесс, интегрирующий учебные занятия во внеурочную жизнь детей с помощью разнообразной деятельности и общение за пределами школы, влияние социально-природной и предметно-эстетической среды.

В ходе работы, обучающиеся осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую. Предлагаемые программой формы деятельности обеспечивают реализацию творческих способностей учащихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.

В основе интеллектуального воспитания и социокультурного развития Проекта «Когнитивные науки: личностный и профессиональный рост» лежат современные технологии, позволяющие получить позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Технологии интеллектуального воспитания и социокультурного развития включают следующие системообразующие компоненты: целеполагание, проектирование, конструирование, организационно–деятельностный компонент и контрольно–управленческий компонент. Содержанием технологий являются: передача социального опыта, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, организация творческого дела и создание ситуации успеха.

НОВИЗНА ПРОЕКТА:

Новизной данного проекта является использование в нем коллективного творческого дела, информационно – коммуникативного (с привлечением медиа-отдела ИП РАН), применения нестандартных технологий обучения (интерактивные лекции, экскурсии, фокус-группы), вовлечение участников в организационно-деятельностные игры (ОДИ), социальное и научное проектирование, технологии научно-исследовательской деятельности, а так же личностно-ориентированной и здоровье-сберегающей технологий.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

Создание площадки молодежного стартапа «Когнитивные науки и виртуальная реальность», реализующего единую линию становления молодого ученого: школа –>ВУЗ–>академическая наука, включающей лекционно-семинарские блоки, блок подготовки и проведения исследования на базе лабораторий ИП РАН, блок подготовки публикаций по материалам исследований совместно с сотрудниками ИП РАН.

 

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ «КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ: ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ»

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ:

1.1.   Интерактивная экскурсия по лабораториям Института психологии РАН «Прошлое, настоящее и будущее психологии».

В рамках интерактивной виртуальной (ZOOM) экскурсии школьники получат возможность посетить лаборатории Института психологии РАН, через историю становления Института психологии проследить развитие психологической науки и ее отдельных областей, познакомиться с трудами выдающихся психологов современности. На примере исследований разных лабораторий Института психологии РАН обозначить задачи психологии и ее роль в различных сферах деятельности, достижения прошлого и перспективы будущего психологической науки. Школьники смогут задать вопросы модератору Программы и принять участие в дискуссии о путях развития психологических исследований.

Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

1.2.   Интерактивная экскурсия в Мемориальный кабинет Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889 – 1960).

С.Л. Рубинштейн на основе принципа единства сознания и деятельности разработал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи.  Его книги и учебники переведены на многие языки мира и продолжают издаваться и переводиться. Учащиеся смогут получить ответы на целый ряд вопросов: Почему С.Л. Рубинштейн получил образование в Марбурге и Фрайбурге? Почему вернулся в Россию, отказавшись руководить кафедрой в университете в Германии? Что делал в блокадном Ленинграде?  Что сделал для Великой Победы?  Как пережил сталинские репрессии? Жизненный путь выдающегося отечественного философа и психолога может выступить в качестве компаса для построения современными учащимися своего собственного жизненного пути.

Модератор: Тихомирова Светлана Витальевна, к.психол.н., лаборатория социальной и экономической психологии.

1.3.   Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН.

Модератор: Харламенкова Наталья Евгеньевна, заведующая лабораторией, гл.н.с., д.психол.н.

1.4.   Интерактивная экскурсия по лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова.

В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут ознакомиться с актуальными методами изучения мозговой активности, узнать о новых достижениях нейронаук, посмотреть «изнутри» на процесс приобретения нового знания.

Модератор: Апанович Владимир Викторович, н.с., к.психол.н.

1.5.   Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии «Занимательная математика».

Модератор: Носуленко Валерий Николаевич, гл.н.с., д.психол.н.

1.6.   Интерактивная экскурсия по лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН «Жизнеспособность молодежи в городской среде».

В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут получить ответ на вопрос, как предотвратить пресыщенность молодежи в городской среде, обсудят проблему гаджетов и жизнеспособности молодежи.

Модератор: Ларионов Иван Викторович, аспирант ИП РАН.

1.7.   Интерактивная экскурсия по лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина ИП РАН.

В рамках интерактивной экскурсии учащиеся ознакомятся с краткой историей ЭЭГ и основами съема ЭЭГ, устройством прибора, вызванными потенциалами, биологической обратной связью, интерфейсом мозг-компьютер. Экскурсия позволит учащимся принять участие в настоящем психофизиологическом эксперименте.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант ИП РАН, врач-лечебник.

1.8.   Интерактивная экскурсия в психофизиологический комплекс им. Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

В рамках интерактивной экскурсии учащиеся смогут попробовать себя в роли ученого-исследователя, попробуют подключить электроэнцефалограф, сделать запись психофизиологических параметров, смогут познакомиться с функциональными пробами рутинной записи ЭЭГ и с интерфейсом программы для записи ЭЭГ, смогут «изнутри посмотреть» как изменяется мозговая активность при повышении способностей человека.

Модератор: Докучаев Денис Александрович, аспирант ИП РАН, врач-лечебник.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ СЕМИНАРОВ, МАСТЕР-КЛАССОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ЛЕКЦИЙ УЧЕНЫХ

2.1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ

2.1.1. Интерактивная лекция «Эмоциональный слух человека».

В рамках интерактивной лекции учащиеся познакомятся с особенностями эмоционального восприятия речи и получат ответ на вопрос кому легче распознать обман по телефону.

Модератор: Петр Владимирович Морозов, сотрудник ИП РАН.

2.1.2. Интерактивная лекция «Духовные способности человека».

В рамках интерактивной лекции учащиеся обсудят виды духовных способностей и их роль в повышении продуктивности жизнедеятельности человека.

Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.п.н., в.н.с. ИП РАН.

2.1.3. Интерактивная лекция «Стресс и тревога».

В рамках интерактивной лекции учащиеся обсудят следующие вопросы: чем тревога отличается стресса, в чем различие между нормальной тревожностью и устойчивой личностной тревожностью, каковы последствия тревожности?

Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.

2.1.4. Интерактивная лекция «Как мы понимаем друг друга».

В рамках интерактивной лекции рассматриваются способности, которые помогают нам понимать других людей – понимание эмоций, желаний, мнений других людей, понимание недоразумений в социальных ситуациях.

Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

2.1.5. Интерактивная лекция «Социальное поведение».

В рамках интерактивной лекции обсуждаются вопросы: Какие способности помогают нам эффективно общаться друг с другом? Почему люди ведут себя по-разному в одной и той же ситуации, например, проявляют эмпатию или агрессивное поведение?

Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

2.1.6. Интерактивная лекция «Природные катастрофы и интенсивный стресс».

В рамках интерактивной лекции ведется разговор о природных явлениях и катастрофах, а также о том, как люди реагируют на них, обсуждается вопрос жизнестойкости человека.

Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.

2.1.7. Интерактивная лекция «Привлекательность лиц».

В рамках интерактивной лекции учащиеся попытаются разобраться какие лица кажутся нам привлекательными и почему. А также обсудят вопрос, имеется ли связь между красотой лица и красотой души.

Модератор: Никитина Елена Альфредовна, с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

2.2. МАСТЕР-КЛАССЫ:

2.2.1. Мастер-класс «Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках».

В рамках мастер-класса учащиеся ознакомятся с приемами саморегуляции, основанными на понимании влияния определенных положений тела на улучшение эмоционального состояния и самочувствия (снижение давления, избавление от головных болей, болей в спине и пр.). www.yoga-logos.ru

Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.психол.н., в.н.с. ИП РАН.

2.2.2. Мастер-класс «Как повысить иммунитет?»

В рамках мастер-класса будут рассмотрены возможности человека активизировать внутренние ресурсы для улучшения функционирования иммунной системы, предложены конкретные приемы управления своим физическим и психологическим здоровьем. www.yoga-logos.ru

Модератор: Галина Валентиновна Ожиганова, к.психол.н., в.н.с. ИП РАН.

2.2.3. Мастер-класс «Методы диагностики стресса и тревоги».

В рамках мастер-класса будут рассмотрены шкалы тревожности и отдельные случаи (Case Study).

Модераторы: Харламенкова Н.Е. гл.н.с., д.п.н., Никитина Д.А., н.с., к.п.н.

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

2.3.1. Практическая работа «Рисуночные тесты».

Рисунок как метод самовыражения и преодоления тревоги.

Модераторы: Никитина Д.А., н.с., к.п.н.

2.3.2. Практическая работа «Модель психического».

Практическая работа посвящена оценке способности распознавать эмоции и другие состояния людей по выражению глаз; понимать основные причины недоразумений в ситуации общения с другими людьми.

Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

2.3.3. Практическая работа «Социальное поведение».

В практической работе рассматриваются правила поведения в ситуациях буллинга.

Модератор: Лебедева Елена Игоревна, к.психол.н., с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

2.3.4. Практическая работа «Привлекательность лиц».

Экспресс-исследование: совпадают ли оценки привлекательности. Работа с фото.

Модератор: Никитина Елена Альфредовна, с.н.с. лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН.

  1. Календарный план проведения мероприятия
1 2 3 11
Тема/
Название мероприятия**
(начинаться должно без «», внутренние «»  можно)
Дата проведения, время начала и время окончания

(для курсов – дата, время начала и время окончания первого занятия)

Формат мероприятия
(возможные варианты указаны на листе 2)
1 Привлекательность лиц 3.02.22-16.00-17.00 Лекция
2 Self-study “Привлекательность лиц” 5.02.22-16.00-17.00 Практическое занятие
3 Что такое душа? 09.02.22-17.00-18.00 Лекция
4 Техника саморегуляции физического и психологического состояния при высоких умственных нагрузках 11.02.22-17.00-18.00 Практическое занятие
5 Эмоциональный слух человека 14.02.22-16.00-17.00 Лекция
6 Что такое электроэнцефалография? 15.02.2022-17.00-18.00 Практическое занятие
7  Электроэнцефалография и психология 18.02.2022-17.00-18.00 Практическое занятие
8 Как повысить иммунитет? 21.02.2022-17.00-18.00 Практическое занятие

 

Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте https://profil.mos.ru

Открыта регистрация в февральской программе “Научно-исследовательские каникулы: когнитивные науки и виртуальная реальность

 

 

 

 

 

https://profil.mos.ru/events/event/90344

https://profil.mos.ru/events/event/90347

https://profil.mos.ru/events/event/90346

https://profil.mos.ru/events/event/90348

https://profil.mos.ru/events/event/90349

https://profil.mos.ru/events/event/90350

https://profil.mos.ru/events/event/90351

https://profil.mos.ru/events/event/90352

https://profil.mos.ru/events/event/90353

https://profil.mos.ru/events/event/90354

 

Download