Основатель школы

Вячеслав Борисович Швырков, основатель научной школы «Системная психофизиология», родился в Москве 3 июля 1939 года. В 16 лет он пришел в лабораторию П.К. Анохина, од­ним из ближайших учеников которого впоследствии стал. Тео­рия функциональных систем, развиваемая П.К. Анохиным и его школой, была для Вячеслава Борисовича больше чем просто на­учной концепцией. Она определяла не только постановку конк­ретных экспериментальных задач, которые он решал очень эф­фективно (первые публикации В.Б. Швыркова  вышли в 1960 г., когда он был студентом 2-го курса), но и обусловливала в целом его понимание происхождения и организации Жизни, отноше­ние к ней.

Вячеслав Борисович умел заражать энтузиазмом научного по­иска и студентов, делающих первые шаги в науке, и подготов­ленных ученых. Уже в то время, когда он учился в аспирантуре под руководством П.К. Анохина, вокруг Швыркова начал формироваться коллектив единомышленников, ставший базой возглавленной им позже лаборатории «Нейрофизиологических основ психики» (Институт психологии АН СССР, затем РАН), которая была образована в 1972 году по инициативе и при участии П.К.Анохина и Б.ФЛомова.

Многолетние исследования Вячеслава Борисовича и его уче­ников привели к формированию новой дисциплины, системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономер­ностей формирования и реализации систем, составляющих ин­дивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Одним из наиболее важ­ных этапных результатов на этом пути явилось решение психо­физиологической проблемы, основанное на анализе с позиций теории функциональных систем материала, полученного в его собственных экспериментах и в экспериментах его учеников. Суть данного решения состоит в том, что “пси­хическое” и “физиологическое” являются различ­ными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. При этом психическое и фи­зиологическое сопоставляются не напрямую, как в традиционной психофизиологии (что ведет к ре­дукционизму и помещению психических функций в отдельные мозговые структуры), а через упомя­нутые системные процессы, организующие эле­ментарные механизмы в “общеорганизменную” функциональную систему. Принципиальное значение имело также установление факта системной специализации нейронов, что открыло совершенно новые возможности экспериментального исследования индиви­дуального опыта человека и животных.

Для большинства из тех, кто хотя бы раз побеседовал с В.Б. Швырковым или прочитал некоторые из его основных ра­бот, было очевидно, с каким талантом, с какой выдающейся лич­ностью они имеют дело. Однако, разработанная им парадигма, именно в силу ее принципиальной новизны, входила в противо­речие с устоявшимися и широко принятыми в физиологии, пси­хофизиологии и психологии представлениями. Рано или поздно ряду его коллег это противоречие становилось очевидно — обна­руживалось, что данная парадигма не просто заставляет моди­фицировать элементы «защитного пояса» их исследовательской программы, но покушается на «ядро» последней, на те аксиомы, которые лежат в основе всех их взглядов, научной «картины мира». Поэтому, а также потому, что Вячеслав Борисович был совершенно бескомпромиссным в научной полемике и, следователь­но, не очень удобным человеком, он чаще слышал не аплодис­менты, хотя и такое бывало, но сталкивался с более или менее эмоциональными возражениями или с раздраженным непони­манием. Ему досталось не многое из того, что можно было бы назвать официальными регалиями. Впрочем, он был к ним дос­таточно равнодушен, хотя и понимал значение последних для выживания развиваемого им и его учениками направления. Было бы явным упрощением редуцировать целостную систе­му представлений, разработанных В.Б.Швырковым, к одной те­ории. Вместе с тем следует отметить, что он сам считал своим основным научным результатом, центральным стержнем всего мировоззрения системно-эволюционную теорию. Эта теория яв­ляется развитием идей  П.К. Анохина, причем развитием творчес­ким, связанным с радикальной модификацией классической те­ории функциональных систем. Обоснованию системно-эволю­ционной теории и рассмотрению вариантов ее использования для решения центральных проблем психологии, психофизиоло­гии, нейронаук посвящена его книга, которую Вячеслав Борисович не успел завершить. Он умер 4 июня 1994 г. Книга, вчерне написанная В.Б.Швырковым и подготовленная к печати его учениками, опубликована в 1995 году («Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики» М., ИПРАН, 1995) и приводится на сайте. Недавно опубликована полная подборка работ В.Б.Швыркова (В.Б.Швырков «Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики» Избранные труды. Под ред. Ю.И.Александрова. Издательство «Институт психологии РАН» М., 2006 г. 592 стр. )

Верно оценить масштаб совершенного Вяче­славом Борисовичем Швырковым – значит по­нять, что он осуществил истинный переворот в науке, создав не только новую дисциплину, но, по существу, новое мировоззрение, систему пред­ставлений, не сводимых целиком к какой-либо из существующих отдельных областей науки.

Основная тематика исследований лаборатории

Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова создана в 1972 г. акад. П.К. Анохиным, автором теории функциональных систем, для разработки фундаментальных проблем психофизиологии. Применение теории функциональных систем к решению проблем психофизиологии привело к формированию нового направления в психологии – системной психофизиологии, с позиций которой в лаборатории исследуется системная структура индивидуального опыта. Эта структура описывается как набор функциональных систем  (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения» по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста» (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта. Несмотря на широчайшее разнообразие методов, применяемых в лаборатории для решения конкретных задач, и использование в экспериментах как испытуемых, так и животных разных видов, отдельные задачи являются взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу, в основе которой – единая методологическая база системной психофизиологии. Эффективность экспериментальных и теоретических разработок, проводимых в лаборатории, обусловила включение системной психофизиологии в качестве обязательного раздела в федеральную программу психологического образования, а также признание лаборатории (в 1997, 2000 и 2003 годах) одной из Ведущих Научных Школ России (по разделу Наук о человеке и обществе).

В лаборатории применяется широчайшее разнообразие методов, используемых как в экспериментах с участием испытуемых, так и в опытах на животных разных видов. Несмотря на разнообразие, отдельные исследования являются взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу, в основе которой находится  единая методологическая база системной психофизиологии.
Это единство позволяет избежать эклектичности при  интеграции данных, получаемых в результате исследований самого разного уровня: от исследования клеточных и субклеточных механизмов формирования новых системных специализаций нейронов и межсистемных отношений в норме и патологии до исследования системной организации операторской деятельности,  закономерностей формирования и реализации системной структуры индивидуального опыта в деятельности, предполагающей субъект-субъектные отношения у детей и взрослых, психофизиологических основ сознания и эмоций. В настоящее время к основным направлениям исследований, проводимых в лаборатории, относятся следующие:

  • Исследование психофизиологических закономерностей формирования новых компонентов опыта при научении.
  • Анализ особенностей формирования нового опыта разными способами: в условиях отсутствия контакта со зрительной средой, на фоне действия блокаторов научения и при наблюдении за демонстратором.
  • Исследование психофизиологических закономерностей «переноса» инструментального навыка.
  • Изучение поведенческих и морфологических особенностей формирования новых элементов индивидуального опыта на поздних этапах онтогенеза.
  • Анализ системной структуры индивидуального опыта при усвоении альтернативных навыков в разных режимах их чередования.
  • Механизмы регуляции функциональных состояний нейронов при внесинаптической рецепции сверхмалых доз биологически активных веществ
  • Исследование модели поведения в открытом поле в условии полимотивации.
  • Исследование психофизиологических закономерностей принятия решения в инструментальном пищедобывательном поведении у животных.
  • Изучение динамики межсистемных отношений в реализующейся деятельности.
  • Изучение процесса селекции альтернатив у испытуемых при принятии решения в стратегической игре.

Труды

  • Греченко Т.Н. Биологические основы психики Психология (учебник для гуманитарных вузов), ред. В.Н.Дружинин, изд. Питер, 2001, С.57-70.
  • Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение. Психология XXI века. Ред. В.Н.Дружинин. Учебник для ВУЗов. М.: ПЕР СЭ. 2003. С. 238-267.
  • Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию. Психология XXI века. Отв. ред. Дружинин В.Н. М.: Пер Се. 2004. С. 39-85.
  • Развитие теории функциональных систем организма (библиогр. указатель работ, выполненных под рук. акад. П.К.Анохина) Составитель Д.Г. Шевченко. М., «Медицина», 1972 г., 104 с.
  • Принципы системной организации функций. Отв. ред. П.К. Анохин. М., «Наука» 1973 г. 315 с.
  • Системный анализ интегративной деятельности нейрона. Отв. ред. П.К. Анохин. М., «Наука» 1974 г.
  • Проблемы принятия решения. Отв. ред. П.К. Анохин, В.Ф.Рубахин Г.Е.Журавлев, В.Б.Швырков, Д.Н.Завалишина, Д.Г.Шевченко. М., «Наука» 1976 г. 319 с.
  • Философские аспекты теории функциональных систем. Отв.ред. Ф.В.Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков. М., «Наука» 1978 г. 400 с.
  • Теория функциональных систем в физиологии и психологии. Ред: Ломов Б.Ф., В.Б. Швырков, Д.Г. Шевченко, К.В. Шулейкина М., «Наука» 1978 г. 383 с.
  • В.Б. Швырков. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М., «Наука» 1978 г. 240 с
  • Системный анализ механизмов поведения. Ред: Судаков К.В., В.Б. Швырков, Д.Г. Шевченко. М., «Наука» 1979 г. 360 с.
  • Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти. М., «Наука» 1979 г.
  • Neural Mechanisms of Goal-Directed Behavior and Learning. Ed. R.F.Tompson, L.H.Hicks, V.B.Shvyrkov. Acad. Press, 1980, 637p.
  • Нейрофизиологические механизмы поведения. Ред. Ломов Б.Ф., Р.Ф.Томпсон, В.Б. Швырков. М., «Наука» 1982 г. 534 с.
  • Системный подход к психофизиологической проблеме. Ред. В.Б. Швырков, М., «Наука» 1982 г. 229 с.
  • Мозг и психическая деятельность. Ред. В.Б. Швырков, М.В.Бодунов, Т.Ярвилехто, М.Самс. М., «Наука» 1984 г. 280 с.
  • Нейроны в поведении: системные аспекты. Отв.ред. В.Б. Швырков М., «Наука» 1986 г. 288 с.
  • ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях Отв.ред: В.Б. Швырков, В.М.Русалов, Д.Г. Шевченко.  М., «Наука» 1987 г.
  • Psychophysiology of cognitive processes. Proc. Of III Soviet-Finnish Symposium on Psychophysiology. 1988, Moscow
  • Ю.И.Александров. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., «Наука» 1988 г.
  • Психофизиология познавательных процессов. Материалы III Советско-Финского симпозиума по психофизиологии. М. 1988. Ред. Швырков В.Б., Наатанен Р., Самс М., Александров И.О., Максимова Н.Е.
  • Shvyrkov V.B. Neurophysiological study of systemic mechanisms of behavior.  Oxonian Press Pvt.,Ltd.,New-Delhi, 1990, 230 p.
  • Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., Институт психологии РАН, 1995, 164 с.
  • Основы психофизиологии. Учебник. Отв.ред. Ю.И.Александров. М., «Инфра-М» 1996 г.
  • Греченко Т.Н. Психофизиология. М., «Гардарик» 1999 г.
  • Александров Ю.И., А.В.Брушлинский., К.В.Судаков., Е.А.Умрюхин. Системные аспекты психической деятельности. М., «Эдиториал УРСС» 1999 г.
  • Психологический журнал. 1989, Т. 10 – 2002, т. 23.М. МАИК Наука. Под ред. А.В. Брушлинский, И.И. Чеснокова, И.О. Александров и др.
  • Безденежных Б.Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М., Изд. ИП РАН, 2004 г. 270 с.
  • Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М., Изд. ИП РАН, 2006 г.