ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ
Neuropsychologia. 2017 Jan 27;95:156-172. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2016.11.019.
An fMRI investigation of the relationship between future imagination and cognitive flexibility.
Roberts RP1, Wiebels K2, Sumner RL2, van Mulukom V3, Grady CL4, Schacter DL5, Addis DR6.
1 School of Psychology and Centre for Brain Research, The University of Auckland, Auckland, New Zealand. Electronic address: r.roberts@auckland.ac.nz.
2 School of Psychology and Centre for Brain Research, The University of Auckland, Auckland, New Zealand.
3 School of Psychology and Centre for Brain Research, The University of Auckland, Auckland, New Zealand; Centre for Research in Psychology, Behaviour and Achievement, Coventry University, Coventry, UK.
4 Rotman Research Institute at Baycrest Hospital and Departments of Psychiatry and Psychology, University of Toronto, Toronto, Canada.
5 Department of Psychology and Center for Brain Science, Harvard University, Cambridge, MA, USA.
6 School of Psychology and Centre for Brain Research, The University of Auckland, Auckland, New Zealand; Brain Research New Zealand, New Zealand.
Возможность вообразить себе будущее часто связывают с когнитивными процессами, основанными на активации так называемых сетей пассивной работы мозга, хотя исследования показывают, что тут участвуют нейроны самых разных структур мозга, в том числе фронто-париетальные сети. Не так давно выяснилось, что способность представить себе будущее связано с когнитивной гибкостью. Известно, что выполнение задач на когнитивную гибкость приводит к интеграции всех этих указанных сетей. В данной работе авторы исследовали нейронные корреляты связи между когнитивной гибкостью и воображением будущего двумя способами. Во-первых, авторы варьировали степень когнитивной гибкости, требуемой для воображения будущего. Это было сделано посредством манипуляции различиями эпизодических деталей воображаемого события. Эти эпизодические детали – лица, места, объекты из трех своих социальных сфер (университет, работа, семья) – испытуемые генерировали сами перед основным экспериментом. Затем, уже в сессиях с регистрацией активности мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии испытуемым предъявляли наборы из трех деталей эпизода либо из одной социальной сферы (условие конгруентности), либо из различных социальных сфер (условие неконгруентности), и испытуемые должны были вообразить будущее событие с этими деталями. Когнитивную гибкость замеряли, используя тест на дивергентность мышления (Alternate Uses Task). Авторы показали, что индивидуальные различия в когнитивной гибкости соответствовали индивидуальным различиям в изучаемых нейронных сетях (сетях пассивной работы мозга, сетях выявления значимости, фронто-париетальных сетях), активирующихся при воображении будущего события.